15 декабря 2014 года

Днем Гурудев работал, а вечером приходил на программу Нароттамананды Прабху. Британское правительство стало расспрашивать его об этих садху. В то время в Индии была тяжелая политическая ситуация, поэтому Гурудев ограничился таким ответом: «Нет-нет, эти садху не вовлечены в политику, они не такие, как Равана, рядящийся в одежды санньяси, они настоящие».

В одной из лекций он услышал про антарангашакти (сварупа-шакти, хладинишакти), Шримати Радхарани. Нароттамананда Прабху тогда сказал: «Если хотите сделать свою жизнь успешной, вы должны с самого начала во всем разобраться и сделать правильный выбор».

В тот же день Нароттамананда Прабху в беседе с Гурудевом признался: «Сегодня я понял, что моя проповедь успешна. Я нашел сокровище, которое невозможно сравнить даже со звездами, Луной и Солнцем! Это сокровище, данное мне Кришной и Прабхупадой, в миллионы раз превосходит их. Я очень удачлив, встретившись с вами».

Почему он так сказал? Потому что ни у кого в этом мире нет желания слушать хари-катху и следовать наставлениям, которые были даны в ней. Даже прослушав хари-катху, преданные обычно не задают вопросов, поскольку пренебрегают услышанным. Хари-катха входит в сердце тех, кто ее слушает, и начинает пахтать его. У тех, кто слушает хари-катху, только чтобы как-то провести время, не возникает вопросов. Они не понимают хари-катху, и она не трогает их.

«Я проповедовал в разных местах, – сказал Нароттамананда Прабху. –  Первым сокровищем, которое я нашел, был Радхика-чаран (потом его назвали Радханатх, а после принятия санньясы – Пуджьяпад Тривикрама Махарадж). А теперь я встретился с вами… Я очень счастлив. Вы офицер, служите государству, но это временно. Если вы будете связаны со сварупа-шакти, хладини-шакти, все, что вы получите, останется с вами навечно». Гурудев тогда не признался, что Шива Тхакур дал ему похожее наставление. Он никому об этом не рассказывал.

Потом Гурудев спросил: «А где живут садху?» И тогда Нароттамананда Прабху рассказал ему о славе Навадвипа-дхамы:

– Навадвипа нава-прадипа. В Навадвипе присутствует сама навадха-бхакти (девять составляющих преданного служения). Навадха-бхакти-сварупини, Навадвипа-дхама, помогает всем, кто приходит за бхакти – они очень быстро начинают практиковать бхакти, что дает силу для служения и делает их совершенными.

Гурудев воскликнул:

– Я слышал о святой дхаме, но никогда не слышал, что она является бхакти-питxастханом (местом, где царит бхакти)!

– Навадвипа – это не только бхакти-питxастхан, но и девять кундж Шримати Радхики и Ее восьми сакхи. Антардвипа – это место Самой Радхарани, а остальные восемь островов – это восемь кундж Ее подруг. С одной и с другой стороны четыре, а посередине – Радха-кунджа, Радхаван.

Это описано в «Атхарваведе», Упанишадах. В это святое место приходили совершать бхаджан сапта-риши, Сурабхи, Индра, Брахма… Все они получили бхакти. В этом мире Навадвипа-дхама – единственное место, где можно получить бхакти. Чайтанья Махапрабху, Сам Кришна, также пришел туда, желая обрести враджа-бхакти. «Как Мне научиться служить? Я не обладаю необходимыми качествами», – думал он. После десяти лет, прожитых во Враджа-мандале, Кришна признался: «Я не знаю, как служить враджаваси. Мне нужно уйти в другое место, где Я буду обучаться этому, постоянно памятуя их». Так Он уехал в Дварака Пури, но все было безрезультатно: за сто лет, что Он прожил там, никто Ему не помогал, поскольку никто не следовал враджаваси. Тогда Кришна разрушил Двараку и вернулся во Вриндаван. Потом Он явился в Навадвипа-дхаме как Чайтанья Махапрабху, принял санньясу и следовал всем принципам бхакти.

Гурудев спросил Нароттамананду Прабху: «Там, наверное, много садху

«Да, – ответил он, – и все они настоящие святые».

Нароттамананда Прабху начал описывать славу и красоту Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Что это за красота? Подобно луне, окруженной со всех сторон множеством звезд, Прабхупаду Сарасвати Тхакура окружают со всех сторон множество учеников, особых жемчужин – Пури, Бхарати, Гири, Аранья, Неми, Тиртха, Джанардана, Кешава, Мадхава. Услышав об этом, Гурудев сказал:

– И все они там находятся?

– Да. Прабхупада ушел в нитья-лилу, но он присутствует в сердцах всех своих особых севаков. При встрече с одним из них вы сами все поймете.

– Не надо мне больше службы и семьи! –  воскликнул тогда Гурудев. – Господь все мне дает, но если я не смогу использовать свою жизнь для служения Ему, тогда я обманщик!

После этого разговора с Нароттамандой Прабху Гурудев утвердился в своем решении оставить семью.

Дедушка и отец Гурудева силой женили его в восемнадцать-девятнадцать лет, у него были дети, но Гурудев все равно решился оставить семью. Он спросил у Нароттамананды Прабху: «Как же мне встретиться с садху? Где они живут? В Навадвипа-дхаме?»

В то время (в 1943 году) Навадвипа-дхама представляла собой джунгли. Прабхупада открыл Гаудия Матх на всех девяти островах Навадвипы, начав с Маяпура, а затем 64 матха по всей Индии. Какими были садху Гаудия Матха: Бхактибхудева Шроти Махараджа и Бхактидайиту Мадхаву Госвами Махараджа! Оба были могучего телосложения и казалось, что это были махапуруши, дивьяпуруши, нисшедшие в этот мир. Сразу было видно, что они не являются последователями Кали Махараджа, солдатами его армии. А какой они киртан совершали, как рассказывали хари-катху!

Гурудев тоже был сильным и представительным. Нароттамананда Прабху обсудил с ним все, дал адрес матха, а потом уехал.

При встрече с Ачарьей Кешари он воскликнул:

– О Кешава Махарадж, мне так повезло!

– Почему?

– Прабхупада благословил меня. Сначала я встретился с Радхика-чараном, а потом с Нараяной Тивари.

Он описал, как Гурудев слушал лекции и задавал вопросы, какой у него вкус к духовной жизни и какие прекрасные качества.

– Я все ему рассказал и пригласил в храм.

– Да, я знаю, – уверенно ответил Ачарья Кешари. – Скоро, по желанию Прабхупады, он приедет. Прабхупада выбрал его, чтобы раздать враджа-бхакти, враджа-прему и анурага-майи-бхакти.

Однажды вечером Парам-гурудев позвал моего Гуру Махараджа: «Эй, Садджан! В  половину двенадцатого на поезде приедет один офицер. Он будет в белом костюме и белой фуражке, в офицерских сапогах. Встреть его».

Парам-гурудев видел все, как есть!

В то время в Навадвипе не было электричества, а от станции до матха нет было даже дороги – одни джунгли. «Иди с керосиновой лампой и спрашивай на перроне: “Кто здесь Тивари?”» – напутствовал Парам-гурудев.

Садджан-севак подумал: «Но ведь с поезда сойдет много людей, да и вокзал довольно большой!», но что делать, это был приказ. В половину двенадцатого пришел маленький поезд, следовавший из Хавры. Это был один из первых поездов в Индии. Когда люди садились в него, они думали: «О, моя жизнь успешна! Я смогу прокатиться в этом поезде!» Люди в то время знали только лошадиные, буйволиные, верблюжьи  повозки, поэтому им было в новинку то, что у поезда нет головы, а он едет.

На перрон высыпало много людей. Гурудев первым делом направился в справочную, но там никого не было. Тогда он услышал, как мой Гуру Махарадж зовет на бенгали по всей станции: «Эй, кто здесь Тивари? Тивариджи! Тивариджи! Тивариджи!»

Гурудев удивился: «О, кто это зовет меня?»

– Я Тивари. Откуда вы узнали, что я сегодня приеду?

–  Гурудев послал меня, – ответил Садджан-севак. – Он знает прошлое, настоящее и будущее, поэтому он был  курсе о вашем приезде и послал меня за вами. Он ждет вас.

Они пришли в полночь, но Парам-гурудев не спал – он ждал. Между гуру и учеником существуют вечные отношения, которые пронизаны не только взаимным почтением, но и нежной любовью. Например, во Враджа-дхаме существует много различных групп: группа Лалиты-деви, Рупы-манджари, Вишакхи-деви. Лалита-деви и Вишакха-деви обучают всех служению, все следуют им, но между ними очень дружеские отношения и глубокая вера друг в друга.

После того как Гурудев предложил пранамы, Парам-гурудев обнял его и омыл своими слезами. Чуть позже Гурудев принял немного прасада. В то время в Гаудия Матхе не готовили много блюд, в основном подавали рис, сабджи и иногда дал.

Он много раз произносил этот стих:

 

вайрагья-видья-ниджа-бхакти-йога

шикшартхам эках пурушах пуранах

шри-кришна-чайтанья-шарира-дхари

крипамбудхир яс там ахам прападье

(Чайтанья-чандродая-натака, 6.74-75;

Ч.-ч., Мадхья, 6.254)

 

[Я принимаю прибежище у  Верховного Господа Шри Кришны, который, являясь самим воплощением милости, нисшел на землю в образе Господа Чайтаньи Махапрабху, чтобы дать нам истинное знание и научить нас преданности Ему и отрешенности от всего, что мешает сознанию Кришны. Я предаюсь Его лотосным стопам.]

 

Без вайрагьи невозможно практиковать бхакти. Ради бхакти нужно, подобно Рагхунатхе дасу Госвами, отречься от всего, к чему так долго были привязаны в материальном мире.

В то время в Девананда Гаудия Матхе было всего три комнаты, построенные из кирпичей и глины: для Божеств, Парам-гурудева и хозяйственных нужд. Летом брахмачари спали под джекфрутовыми и манговыми деревьями, а в сезон дождей все ютились под перевернутыми котлами. Со временем сделали алтарную, и все отдыхали в ней. В одиннадцать вечера программа заканчивалась, в три часа все вставали. В первую очередь Парам-гурудев, как и Чайтанья Махапрабху, обучал преданных вайрагья-видье.  Люди думают: «Что же со мной произойдет, если я буду следовать вайрагье? О, тело перестанет работать и не будет помогать мне!» Они не знают, что, когда из духовного мира придет духовная сила, анурага, тогда в этом мире уже ничто не привлечет.

Вплоть до шестидесяти лет Парам-гурудев не ел зерновые: только немного фруктов и вареные овощи. Однажды он попросил Махараджа:

– О Гаура-Нараяна! Сделаешь сегодня кичри?

– Да.

Когда Гурудев предложил бхогу и принес прасад, Парам-гурудев посмотрел и кивнул: «Хорошо».

– Гурудев, а ты разве не примешь прасад?

– Я уже принял.

– Когда?

– Ты же приготовил, а потом предложил на алтаре?

– Да.

– Так что же, у тебя нет веры? Я предлагаю то, что ты приготовил, Радха-Винода-Бихари и Чайтанье Махапрабху, потом Гурудеву и вайшнавам. Разве они не принимают?

– Да, Гурудев.

– Почему ты тогда думаешь, что я не покушал? Многие люди предлагают мне еду, поэтому я ем во многих местах. Как еще можно принимать сверх этого?

Однажды я задал вопрос моему Гуру Махараджу [Шриле Бхактиведанте Вамане Госвами Махараджу]:

– Гурудев, тебе дают на тарелке прасад, а ты возвращаешь ее нетронутой. Как же ты поддерживаешь тело? Ты столько служения делаешь днем и ночью, столько даешь лекций!

Он ответил мне:

– Ты ешь только одну тарелку, а я миллионы. В каждом доме мне предлагают: «Гурудев, свагатам, пожалуйста, прими». Поэтому я везде хожу и принимаю разнообразные угощения. Иногда они кладут много чили, тогда у меня все горит внутри, а от мороженого я заболеваю. Что делать? Если я не приму, бхакты расстроятся.

Мы можем видеть гуруваргу только на физическом, материальном уровне, но мы совершенно не имеем представления, как они служат в это время в духовном мире. Например, однажды Лалита-деви сказала Рагхунатхе дасу Госвами: «Ты никогда не пробуешь то, что готовишь!» Тогда его накормили силой и внешне это проявилось у него в виде болезни, причину которой не могли понять обычные люди.

В Навадвипа-дхаме Ачарья Кешари сначала обучил Гурудева двум шлокам.

 

самсара-духкха-джаладхау патитасья кама-

кродхади-накра-макараих кавали-критасья

дурввасана-нигадитасья нирашраясья

чайтанья-чандра мама дехи падаваламбам

(Чайтанья-чандрамрита, 54, Прабодхананда Сарасвати)

 

[О Чайтаньячандра, я пал в злосчастный океан материального бытия на растерзание акулам и крокодилам вожделения, гнева, жадности, безумия, заблуждения и злости. Я закован в цепи греховных желаний и абсолютно беззащитен. Прошу, даруй мне прибежище Твоих святых лотосных стоп.]

 

Самсара, семья, весь этот материальный мир, горит, и столько животных (вожделение, гнев, греховные желания) постоянно норовят меня укусить! Быстрее прими прибежище у лотосных стоп Чайтаньи Махапрабху, тогда никто не придет.

 

самсара-синдху-таране хридаям яди сьят

санкирттанамрита-расе рамате манаш чет

премамбудхау вихаране яди читта-вриттиш

чайтанья-чандра-чаране шаранам праяту

(Чайтанья-чандрамрита, 8.93)

 

[Тот, кто желает пересечь океан материального бытия, познать нектарный вкус совместного воспевания Святых Имен (санкиртана) и погрузиться в волны божественной любви, пусть ищет приют под сенью лотосных стоп Шри Чайтаньячандры.]

 

Парам-гурудев написал эти шлоки в алтарной.

– Как пересечь этот океан материального бытия, самсара синдху? – сказал он. – Только с помощью санкиртаны, больше ничто не поможет. Все время нужно пить санкиртанарасу, омываться ею и погружаться в нее, тогда вы сможете обрести премабхакти. Это станет возможным только, если вы примете прибежище у лотосных стоп Чайтаньи Махапрабху. Тогда Он заберет вас в Навадвипа-дхаму, обитель Своих игр, где присутствуют девять составляющих бхакти (навадхабхакти).

Гурудев вместе с Нарахари Сева-виграхой Прабху, учеником Прабхупады Сарасвати Тхакура, которого все называли заботливой мамой храма, и другими брахмачари под руководством Парам-гурудева совершал Навадвипа-парикраму. Парам-гурудев учил, как можно обрести благо: «На парикраме нужно всем служить, но не принимать служение, а иначе можно потерять свое бхакти». Бхакти-деви не будет довольна, если вы будете только принимать чье-то служение.

Гурудев и другие преданные каждый год собирали четыре месяца бикшу (с этой целью Гурудев выезжал из Матхуры), и на самой парикраме они неустанно служили: носили воду, раздавали прасад, мыли, убирали…

Парам-гурудев говорил: «Враджаваси, навадвипаваси приезжают на парикраму, всем нужно помочь». Знаете, где спали паломники? На соломе. Там же и прасад принимали. Гурудев всегда очень серьезно относился к служению на этой парикраме.

Сначала Парам-гурудев возложил всю ответственность на Пуджьяпада Тривикраму Махараджу, а потом на практике уже Гурудев все устраивал. Мой Гуру Махарадж всегда был с Парам-гурудевом: Парам-гурудев давал классы, а он очень быстро за ним записывал и сразу отправлял на публикацию. Лекции печатались ежедневно. Сейчас для этого используются компьютеры, но тогда все писали от руки, затем редактировали, печатали и всем раздавали после парикрамы. Почему? В то время не было возможности доставить журналы «Гаудия-патрика» ни на автобусе, ни на поезде. Календари, журналы, брошюры о вайшнавском этикете все забирали домой. Парам-гурудев неутомимо продолжал это служение.

Также он говорил: «Обычные люди, которые приезжают на парикраму, могут курить, есть мясо, рыбу, лук, чеснок, не следовать Экадаши… Но они приехали в святую землю! С любовью помогайте им, дайте им шанс. Они оставят все свои дурные привычки и станут чистыми, тогда и к вам придет милость Господа. Этот человек скажет: «Прежде я был, словно животное. Но вайшнавы, гуру-варга изменили меня».

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить