Харе Кришна, дорогие преданные! Поздравляем вас с Джанмаштами и Нандотсавом!
В честь рождения сына Нанда Баба всегда дарит много подарков. Вайшнавы говорят, что один из щедрых подарков материальному миру – это нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара шата Шри Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж. Невозможно представить, что было бы со всем миром, если бы он не пришел!
4 сентября мы празднуем день его явления, и в честь такого события представляем чудесную хари-катху. Эта лекция станет настоящим откровением для каждого, кто прочтет ее. Шрила Гурудев, нитья-лила правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, всегда очень широко отмечал дни явления и ухода Шрилы Свами Махараджа. Многие его ученики приходили к Гурудеву в эти дни и предлагали свои пушпанджали. Эта лекция уникальна тем, что в ней прославление Шрилы Свами Махараджа очень тесно переплетается с прославлением Шрилы Гурудева.
Мы разделили ее на две части, первая – милана, встреча, а вторая – вираха, разлука. Вторая часть увидит свет в день ухода Шрилы Свами Махараджа. Пожалуйста, простите наши недочеты, которые мы могли допустить в процессе подготовки.
В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,
команда Бхакта-бандхав
Хари-катха, вдохновленная гуру-варгой
По беспричинной милости Кришны мы отмечаем сегодня день ухода Шрилы Свами Махараджа. Махотсав – это маха-маха-утсав. Благодаря участию в праздновании в наших сердцах рассеется кромешная тьма и засияет солнце. Мы очистимся не только от всех дурных качеств, но и, более того, освободимся от склонности наслаждаться плодами своей кармы, а также от всех видов страданий, горестей, анартх и всего неблагоприятного, и достигнем пара-шанти (высшего умиротворения). Тогда мы сможем войти в вечные игры (нитья-утсав) нашей гуру-варги. Подобные фестивали можно называть расотсавом, потому что в эти дни раздается бхагават—раса.
Ачарьи нашей гуру-варги объяснили, что такое вираха-махотсав. «Ви-раха» означает особую, скрытую встречу во враджа-лиле. В этот день распространяется нектар служения враджа-деви. Kак? Когда представители нашей гуру-варги покидают этот мир, они встречаются со Своими возлюбленными Повелителями на Голоке Вриндаване. В такой день, как этот, они делятся счастьем, которое испытывают во время встречи с Ними на Голоке Вриндаване. Вечные спутники Радхи-Кришны одаривают расой обусловленных душ этого мира.
Не будь вираха-махотсава, обусловленным душам никогда не посчастливилось бы вступить на путь, ведущий к вечному благу. Ачарьи гуру-варги, приходя в этот мир, приносят с собой трансцендентное богатство, а когда покидают его, раздают расу той вечной обители, Шри Голока Вриндавана-дхамы. Никому другому не под силу данное служение. Спутники Кришны приходят в этот мир по желанию Кришны и оставляют его также по желанию Кришны.
Если ученики перестают следовать наставлениям своего гуру, ачарьи, тогда он, решив, что больше не нужен ученикам, покидает этот мир. Разве представители нашей гуру-варги учат своих учеников относиться к ним с пренебрежением? Конечно нет. Ученик, поступающий таким образом, на самом деле и не ученик вовсе. Если гуру не может поправить ученика и привести его на путь, дарующий вечное благо, то его нельзя назвать гуру.
Цветы и плоды дерева предназначены для всех, а его крона дает прохладную тень любому, кто захочет отдохнуть под деревом. Махапрабху подобен дереву, которое кроной своей милости покрыло весь мир. Как-то раз Адвайта Ачарья сказал Ему: «Не найти в этом мире того, кто бы не получил расу, которую Ты пришел дать». Гуру-варга, сделав всех счастливыми и пропитав сердца расой, оставляет бренный мир ради мира вечного.
Шрила Гурудев говорил: «Когда я уйду, я оставлю после себя сотни Нараян Махараджей».
Дерево без плодов – просто кусок сухой древесины. Когда вечные спутники Кришны нисходят в этот мир, они всем даруют приют Его лотосных стоп, связывают с Ним. Таким образом каждого они наделяют качествами, необходимыми, чтобы вкусить сарасу, бхагават-расу. Связав всех с Кришной, они возвращаются в духовную обитель и оттуда наблюдают за тем, как развиваются садхаки. Гуру-варга наполняет преданных трансцендентной расой и делает их сильными.
Сейчас я хочу поделиться опытом из своей жизни. Когда на Говардхане был построен наш новый Матх, мы, закончив служение Вайшнавам, садились поздним вечером, с девяти до одиннадцати, воспевать ставы и стути. Гуру-сева очень важна, а наш бхаджан – это хари-катха и хари-киртан. Я никогда не думал, что совершаю бхаджан только потому, что повторяю мантры.
Я слышал, что благодаря даршану Вайшнавов в сердце придет бхагават-према. Вчера Махарадж рассказывал, что на Вайшнавов нельзя смотреть с материальной точки зрения. Их природа духовная. К трансцендентным личностям нужно относиться с верой и почтением, только тогда получится установить отношения с Бхагаваном и обрести необходимые качества, чтобы служить Ему в Его обители. В противном случае мы так и останемся в этом бренном мире. Мы будем на все смотреть мирскими глазами. Вор всех считает ворами, а похотливый человек думает, что и все похотливы. Слепой думает: «Все слепы, как и я». Каждый в этом мире смотрит на все согласно своим наклонностям. Совершенство кроется в настроении, которое вы взращиваете.
Как-то раз в детстве я узнал, что в Маяпур приехал один маха-пуруша, который дал такой обет: «Я спокойно вздохну только тогда, когда подготовлю всех служить Богу. Я обещаю сделать весь мир счастливым». Я узнал о нем также, что он дает образование и всех в мире кормит бесплатно. Он каждому предоставляет необходимые условия и ко всем относится с почтением, никого не воспринимает своим слугой и не принимает в расчет, кто из какой касты и какую религию исповедует. И он никого не презирает. Он дает прибежище каждому – и молодым, и старикам.
Эту личность звали Шри Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Махарадж.
Повсюду распространяли постеры с его именем. Мне тоже достался один такой постер. Затем я решил отправиться в Маяпур. Придя туда, я увидел тысячи людей: индусов, мусульман, представителей всех слоев общества. И каждый повторял харинаму. Также там читались ведические мантры. Всех кормили прасадом, не обращая внимание, кто из какой касты и к какой вере принадлежит.
– Здесь обучают бесплатно? – спросил я.
– Да.
– И остаться можно бесплатно?
– Да.
– За прасад тоже ничего не надо платить?
– Не надо.
Там ни в чем не было недостатка. Я осознал, что Веды приняли облик и низошли в этот мир. Затем я пошел увидеть Свами Махараджа, но, к сожалению, мой разум воспринял только его внешнюю сварупу. Кто знал, что эта его сварупа – сварупа вечного спутника Кришны? Мне не хватало разума понять такое.
Все повторяли со Свами Махараджем маха-мантру на протяжении десяти минут, а потом он велел всем своим ученикам выступить с речью либо петь. Каждому он дал прекрасный подарок. Что это был за подарок? Это было изображение Шри Радхи-Мадхавы и Махапрабху. Кроме того, всех бесплатно накормили. Все, что нужно было делать, это петь, говорить или танцевать. Как же я был счастлив видеть это!
Однако как только я вышел из храма, мне встретились люди, которые предупредили: «Он обманщик. Он схватит тебя и заберет на Запад, а там продаст. Не ходи туда больше».
Только посмотрите, какой облик принимает Кали! С одной стороны Шукрачарья, а с другой – гуру Брихаспати. Что Шукрачарья сказал? «Не ходи, не то тебя отправят за рубеж. Он схватит тебя».
Когда я вернулся домой, меня спросили:
– Где ты был?
– В Маяпуре.
– Зачем ты туда ходил? Там обманывают людей и отравляют на Запад.
Они заставили меня все это выслушать, однако меня их слова нисколько не испугали.
– Что, они высылают всех этих людей? Тысячами? – спросил я.
– Да, и продают, как козлов, на органы.
– Да что вы такое говорите? Неужели для них совсем нет ничего святого? – возмущенно воскликнул я.
Все несли подобную чепуху. Мне говорили: «Эти преданные с Запада, британцы, пришли под видом бизнесменов, а теперь всех взяли в кабалу. Они даже забрали кого-то в свою страну. Сейчас они пришли за детьми – будут продавать их».
Вот они, рассуждения Шукрачарьи! В Кали-югу он никому не позволит встать на путь дхармы. Но сейчас я осознаю, какой результат пришел от повторения харинамы со Свами Махараджем в тот день. Даже если кто-то издали увидит Вайшнавов, ему уже гарантирована кришна-према. Почему? Вайшнавы являются спутниками Кришны. Кришна Сам посылает их сюда. Что делал Свами Махарадж? Он побуждал всех повторять «Шри Кришна Чайтанья» и Харе Кришна маха-мантру. Он очень медленно произносил маха-мантру, и каждый повторял за ним. Прочитав маха-мантру десять раз, Свами Махарадж говорил всем повторять: шри кришна чайтанья прабху нитьянанда шри адвайта гададхара шривасади гоура бхакта вринда.
Он каждого обучал очень терпеливо. Это и есть дикша. Наш Парам-гурудев вошел в вечную обитель в 1968 году, и все Гаудия-вайшнавы собрались на его церемонии погружения в самадхи. В то время я ходил в школу. Я видел столько возвышенных Вайшнавов! В Шри Чайтанья Матхе был Бхакти Виласа Тиртха Махарадж. Также я встречал Шрилу Бхакти Дайиту Мадхаву Госвами Махараджа, Бхакти Хридой Бона Махараджа, Бхакти Шрирупу Сиддханти Махараджа, Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа и всех остальных спутников Шрилы Прабхупады. Все они пришли в Девананда Гаудия Матх, чтобы утвердить нового ачарью. Увидев их, я осознал, что они – настоящие садху. Они рассказали замечательную хари—катху, а потом всех пригласили принять прасад.
«Я не буду принимать прасад», – подумал я, решив, что у меня нет сукрити.
И я ушел. И все же время от времени я посещал Матх. Когда началась Навадвипа-парикрама, приехали Шрила Гурудев и другие Махараджи. Парикрама была огромная. Я постоянно приносил гостинцы для Тхакурджи. Когда Махапрабху на паланкине проносили через место, где я жил, я выносил много фруктов из своего сада. В те дни не было дорог, все было частью леса. Даже храм Гаура-Гададхары находился на территории того леса.
Наполнив корзину фруктами, я относил ее Тхакурджи. Однажды я предложил их Тхакурджи и вдруг увидел, как Шрила Гурудев и мой Гуру Махарадж идут впереди процессии. Они были настолько прекрасны… В левой руке у них была данда, а в правой – четки. Это был март. Дорога была раскаленной настолько, что на пятках вздувались пузыри.
Меня как брахмана с детства учили никому не предлагать поклоны. Мне говорили: «Ни перед кем не склоняй голову!»
Перед учителями я обычно складывал ладони, но не предлагал поклоны. Меня учили никогда не есть пищу и не пить напитки, которые приготовили или которых коснулись другие. Правила были очень строгими. Так, я обратился к этим двум садху со сложенными ладонями: «Вы оба так бедны. У вас ведь нет денег на рикшу? Должно быть, стопы ваши горят. Можно я позову рикшу?»
Я позвал одного деревенского жителя и сказал ему: «Отправляйся с этими Махараджами, доставь их в храм».
Однако они отказались: «Нет, с нами севаки. И у нас есть фрукты».
В итоге я организовал две рикши для Махараджей и их севаков. В те дни это стоило всего двенадцать анн. Спустя какое-то время я увидел парикраму ИСККОНа. Когда преданные пели и танцевали, казалось, что вот-вот начнется маха—пралая (разрушение вселенной). Когда Махапрабху танцевал во дворе Шриваса Тхакура, Мать Земля сотрясалась.
Преданные играли на мридангах и в экстазе танцевали. В те дни лишь несколько деревенских жителей следовали за ними. По правилам ИСККОНа всем желающим после киртана бесплатно раздавали прасад. Прасад и киртан обладают такой силой, что не нужно инициации. Также преданные распространяли много брошюр. Одна из них называлась «Гитар-гана».
Эту маленькую книгу Свами Махарадж написал на бенгали, когда еще был семейным человеком. «Гитар-гана» такая чудесная книга! Женщины, дети и старики могут читать ее и запоминать содержимое. Шрила Бхактивинода Тхакур написал много киртанов в сборниках «Шаранагати» и «Кальяна-калпатару». Подобным образом, Свами Махарадж составил «Гитар-гану» как киртан. Этой книги нет ни на хинди, ни на английском. Свами Махарадж издал ее только на бенгали, в те времена, когда жил в семье. Я без труда понял эту книгу, она такая простая.
Ее повсюду раздавали. Я взял одну домой и там начал заучивать. Постепенно у меня развилась мамата к этой книге. Когда мы услышали, что Свами Махарадж приезжает в Маяпур, тут же все деревенские жители устремились на встречу с ним. Последователи Шукрачарьи ничего не могли поделать, как ни пытались.
Мне говорили: «Не ходи к ним. Не ешь то, что они дают».
Однако после чтения «Гитар-ганы» никто не думал, как они.
Любой, кто прочитает «Гитар-гану», поймет, о чем я говорю. Нужно также читать молитвы Свами Махараджа, которые он составил на корабле по дороге из Индии в Америку. Существуют такие молитвы, как «Бхишма-стути», «Кунти-стути», «Говинда-стути» и «Брахма-стути». Но если кто-то прочитает молитвы Свамиджи, то он оценит их красоту. Это истинное сокровище Махараджа.
Сначала я встретил Гурудева. Когда бы я ни приходил к Шриле Гурудеву, всякий раз он угощал меня ложечкой кхира. Моя школа была в Навадвипе, поэтому я каждый день навещал его. В день я проходил более двадцати километров. Гурудев давал мне кхир и слушал, как я произношу шлоки из «Гитар-ганы». Он был так счастлив в эти моменты!
«А ты видел Шрилу Свами Махараджа? – спросил он меня однажды. – Ты выучил всю “Гитар-гану”? А ты читал его книги? К тебе придет столько знаний, если прочитаешь его книги».
Когда бы я ни приходил к Шриле Гурудеву, он всегда был очень рад меня видеть. Он рассказывал столько хари-катхи! Шрила Гурудев проводил полгода в Навадвипе и полгода в Матхуре. Когда он уезжал в Матхуру, я сильно скучал по нему.
Махарадж всегда приглашал меня принять прасад с остальными, но я не делал этого, потому что чувствовал себя выше по касте и рождению. Затем Гурудев отправил меня к Гуру Махараджу [Шри Шримад Бхактиведанте Вамане Госвами Махараджу]. Когда гаура-арати и киртан подходили к концу, Гуру Махарадж выходил и рассказывал детям хари-катху. Это не нравилось его севакам. Гуру Махарадж говорил хари-катху допоздна, поэтому севаки предостерегали меня: «Уходи пораньше. Если Гуру Махарадж не примет прасад, тогда все останутся без прасада».
В наши дни преданные принимают прасад по своему желанию, но прасад всегда нужно почитать только после того, как его почтили Вайшнавы. Тогда это будет считаться маха-прасадом. Если вы едите раньше, чем они, то считайте, что принимаете яд. И вам придется страдать от последствий. Приехав в матх Бхакти Маюкхи Бхагавата Махараджа в Экачакре, я увидел, что сначала там каждому раздают прасад от Гуру и чаранамриту Бхагавана. Маха-прасад раздавали только после того, как всем раздали прасад от гуру.
Итак, никто не начинал приступать к трапезе до тех пор, пока Гуру Махарадж не почтил прасад. Гуру Махарадж говорил до десяти вечера. Он никогда не прерывал хари-катху. Гуру Махарадж излучал такую любовь, что все взахлеб слушали его хари-катху.
Однажды вечером пришли преданные из ИСККОНа. Я не знал их. К тому времени у меня уже стала появляться вера в преданных. Я выучил «Гитар-гану», а Махарадж обучил меня шлокам из «Гиты», и меня появилась небольшая вера в «Гиту». Я был из бедной семьи. В храм я приносил пайсу или фрукт, а также молоко. Преданные так меня любили! Еще я ходил в храм ИСККОНа в Маяпуре.
Как-то раз я сказал своим одноклассникам: «Давайте проверим, существует Бхагаван или нет. Если я получу высшую оценку, то пойму – Бхагаван есть».
Я был пятнадцатилетним мальчишкой, и ум у меня еще не созрел в то время. Я думал: «Я узнаю, истинный Бхагаван или нет, если стану лучшим во всей Бенгалии». Так, я стал ходить в Видьяпитх Гангадаса Пандита в Видьянагаре и усердно поклоняться там. Почему? Потому что любой, кто учится в Видьянагаре, станет великим ученым. Я провел три года в школе Видьянагара, а затем вернулся в Навадвипу. Мне нужно было получить лучшие отметки.
В те дни в ИСККОНе были маленькие Божества Свами Махараджа и Радхи-Кришны. Божества находились в хижине рядом с тем местом, где теперь вход. В гестхаусе тогда еще велись строительные работы.
Кто-то сказал мне: «Ты получишь все, что захочешь, если будешь молиться Шриле Прабхупаде».
И что произошло в результате? Я стал первым во всей Бенгалии. Мою фотографию даже напечатали в газете. Университеты наперебой предлагали мне бесплатное обучение, даже не нужно было платить за жилье и пищу.
«Нет, я буду учиться только в Навадвипе-Маяпуре, потому что все мои успехи лишь благодаря благословениям Свами Махараджа», – ответил я им. Я наблюдал, какими глубокими познаниями обладали там преданные, и решил присоединиться к ИСККОНу. Но я уже был привязан к Шриле Гурудеву… Я горько плакал, если не виделся с Махараджем даже один день. Предвосхищая приезд Махараджа в Навадвипу из Матхуры-Вриндавана, я становился, как безумный. Шрила Гурудев меня очень любил. Он рассказывал хари-катху с такой нежной любовью! Я чувствовал, что даже отец не будет так относиться к сыну. Что же случилось в результате?
Я отдал свое сердце Матху. Я сходил с ума, если не появлялся в Матхе даже один день. Почему я испытывал такое? Наша гуру-варга связала меня своей трансцендентной любовью и заботой. Путы мирской любви можно разорвать, но узы трансцендентной любви разорвать невозможно. Никому это не под силу.
Махарадж сказал мне, что будет уезжать 19-го числа, после окончания парикрамы. «Я тоже поеду с вами, мое обучение закончено», – промолвил я.
Но, придя в Матх спустя пару дней, я услышал, что Махарадж уже уехал… «Неужели садху говорят неправду?» – подумал я. Как же я тогда расстроился! Там был Ачарья Махарадж. Он рассказал, что Шриле Гурудеву пришлось спешно уехать в Бардхаман, потому что один из его дорогих севаков, Субал Прабху, покончил жизнь самоубийством. Гурудев отправился в его дом, а потом поехал в Чунчуру. Взяв адрес матха, я покинул дом.
Родственникам я сказал, что еду в Канпур.
Никогда прежде я не видел Чунчуру. Когда я приехал туда, один работник станции проводил меня в Матх. В то время программа проходила в доме Умы диди. Я последовал в ее дом. Первый раз в жизни я ел в доме людей, принадлежавших к другой касте. У Гурудева уже был билет до Матхуры (он уезжал на следующий день на Туфан Экспрессе), а у меня билета не было.
«Я поеду с вами, Махарадж!» – воскликнул я.
Но Шрила Тривикрама Махарадж ответил: «Ты не поедешь. Возвращайся домой. В Матхуре очень жарко. А зимой тебе придется носить плотную одежду. И что ты будешь там есть? Только одни роти. Хорошего риса тебе не дадут».
Я уже был так привязан к нашей гуру-варге, у меня развилась настолько сильная мамата к ним, что я не мог оставаться. И тогда я поехал с Гурудевом в Матхуру. Гурудев никогда не покидал меня. Он брал меня с собой повсюду. Он брал меня на Говардхана-парикраму, Вриндавана-парикраму, по всем местам Враджа-мандалы. Храм ИСККОНа во Вриндаване построили в 1975 году. Гурудев брал меня с собой на встречи со Свами Махараджем.
Я удивился: «Я знаю его. Я видел его прежде».
Свами Махарадж сказал Гурудеву: «У меня нет детей. Дашь мне этого мальчика?»
– У меня тоже нет детей. Он мой единственный ребенок, – ответил Гурудев.
Они так задушевно общались. Свами Махарадж посылал за Гурудевом из Вриндавана машину в Матхуру. Они обсуждали сокровенные темы. Кое-какие вопросы, которые они задавали друг другу, я вставил в «Гуру-даршану». Их обсуждения были основаны на такой любви и привязанности! Я был единственным свидетелем их бесед, хотя во Вриндаване Свамиджи окружало множество преданных.
Однажды Свами Махарадж спросил Гурудева: «Помнишь те дни, когда ты готовил роти, а я предлагал бхогу в Радха-Дамодаре?»
У Свамиджи была маленькая медная кастрюля, в которой он готовил много разных блюд. Потом, предложив бхогу Рупе Госвами и Радхе-Дамодаре, он почитал прасад. Гурудев иногда приходил и делал роти. Как-то раз Гурудев спросил: «Свамиджи, как вы управляете столькими храмами и руководите таким количеством учеников? Вы столько раз объездили с проповедью весь мир. Как вы все организуете?»
«Когда мой Гуру Махарадж дал мне дикшу, он сказал: “Находясь в сени лотосных стоп твоего Гуру, ты должен вечно служить Махапрабху и Нитьянанде Прабху. Радха-Говинда будут довольны твоим служением. И ты также сможешь предложить всех в служении Радхе-Говинде”. С тех пор я каждый день провожу пуджу Бхагавану», – произнес Свами Махарадж.
Шрила Гурудев рассказывал нам: «Неважно, где вы находитесь, главное – всегда в уме проводите пуджу Бхагавану. Мысленно предлагайте себя Кришне. Кланяйтесь Ему в уме. Никогда не ешьте, не покормив Его. Вы должны всегда омывать и наряжать Его. Проводите абхишеку и с почтением принимайте Его чаранамриту».
Благодаря следованию гуру-вани преданный заметит изменения в своей жизни. Я никогда даже на каплю не пренебрегал малейшими наставлениями Шрилы Гурудева и всегда старался почитать его насколько только мог. Я всегда молился Гурудеву дать мне силу следовать его указаниям. Гуру-вани – это высшая истина, и только по милости Гурудева мы можем выполнять его наставления. Когда Гуру и Вайшнавы рассказывают хари—катху, мы не можем даже представить, каким могуществом она обладает. Их трансцендентные слова не только войдут в наши сердца, но и останутся в нем. Со временем услышанная хари-катха принесет свои плоды.
Свами Махарадж сказал Гурудеву: «Гуру Махарадж всем рассказывал хари—катху, но неизменно смотрел на меня. Он подзывал меня и наедине говорил: “Абхай, ты должен проповедовать. И ты должен помочь каждому развиваться в кришна—бхакти. Ничего не бойся”».
В материальном мире могут быть препятствия, однако в обители преданности их нет. Когда вы начнете служить Кришне, вам на помощь придут и Кришна, и все Его спутники. Зачем бояться? Мой Гуру Махарадж говорил: «Если вы заняты в служении Кришне, то о каком страхе может идти речь? Все спутники Кришны помогут вам».
Гурудев произнес: «Свамиджи, я слышал, что вы приходили во множество церквей и там совершали киртан. Вы и их изменили».
После приезда Шрилы Свами Махараджа в Советский Союз там появились преданные. Их преследовали и сажали в тюрьмы, но в итоге бхакты праздновали триумф. Однако в стране начались большие проблемы. Почему? Любая страна, которая выступает против садху и критикует их, разрушит саму себя. Что и произошло: Советский Союз в итоге разделился на множество стран.
Люди недоумевали: как Свами Махарадж проповедует по всему миру? Он говорил: «Куда бы я ни отправился, везде я несу с собой Шрилу Прабхупаду. Я несу мою гуру-варгу. Также я несу с собой Махапрабху и Нитьянанду Прабху. Я никуда не еду один. Моя гуру-варга всегда оберегает меня».
(Фото взято с сайта http://prabhupada.by)
Пуджьяпад Премананда Прабху
15 ноября 2015 года