Харе Кришна, дорогие преданные! Примите пожалуйста наши смиренные поклоны.

С сегодняшнего дня на нашем сайте будут размещаться лекции Шрипада Премананды Прабху, одного из старших учеников Шрилы Гурудева, нитья-лила правишта ом вишнупад аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, которые он давал этой зимой по “Вилапа-кусуманджали”.

 

«Шрила Рагхунатха дас Госвами – наш очень дорогой друг. Если бы он не пришел в этот мир, мы не смогли бы следовать Шриле Рупе Госвами.

Очень сложно практиковать то, чему Шрила Рупа Госвами учил в “Шри Бхакти-расамрита-синдху” и, особенно, в “Шри Удджвала-ниламани”. Однако на примере своей собственной жизни, а также через свои произведения, такие как “Вилапа-кусуманджали”, Шрила Рагхунатха дас Госвами показал, как на практике следовать Шриле Рупе Госвами. В “Вилапа-кусуманджали” и других молитвах он изложил для нас свой бесценный опыт, и мы в неоплатном долгу перед ним. Старайтесь помнить это и поклоняйтесь его лотосным стопам и лотосным стопам вашего Гурудева» [Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, отрывок из лекции «Букет молитв», Матхура, 29 мая 1993 г.].

 

«…все стихи “Вилапа-кусуманджали” подтверждают, что единственным желанием манджари является служить Шримати Радхике в Ее служении Шри Кришне. Все рупануга Гаудия-вайшнавы памятуют эти стихи и произносят их ежедневно.

Это служение – наша конечная цель. Если после миллионов жизний вы так или иначе обретете жажду к такому служению – вы будете очень удачливы! Квалификация для этого придет по милости гопи, которая явится в этом мире как рагануга-вайшнав. На вашем теперешнем уровне не так легко памятовать все эти молитвы и игры, но когда вы получите милость рагануга-вайшнава, памятование станет легким и естественным, без каких-либо усилий». [Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, отрывок из лекции «Цель – Вилапа-кусуманджали», Матхура, 1990-1992 гг.].

 

Лекции по этому произведению из-за большого объема будут размещаться с периодичностью примерно раз в месяц.

В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,

команда Бхакта-бандхав

 

Вступление к “Вилапа-кусуманджали”

17 января 2013 года, Вриндаван (Ананда-дхама)

Есть два типа анурагидакшина-бхава (правосторонняя) и вамья-бхава (левосторонняя). С левой стороны моя рупануга гуру-варга, последователи вамья-бхавы Шримати Радхарани. Как мы можем обрести эту анурагу, удержать в своем сердце и постоянно следовать ей? Для этого необходима очень сильная садхана. Без садханы невозможно сохранить в сердце то, что вы пытаетесь удержать. Это будет приходить и уходить. Ничто не будет сладостным и не останется с вами надолго. Какова же должна быть садхана, чтобы обрести эту анурагу?

 

чхапанна данда ратри дине

джане на радха-говинда вине

тара-пара чари-данда шути’ тхаке

свапне радха-говинда декхе

(Уддешйе рачита гита болия прачалита,

Гаура Кишора дас Бабаджи)

 «И днем, и ночью он не знает ничего и никого, кроме Радхи-Говинды. Он отдыхает только четыре данды (1 час 36 минут) и даже во сне получает Их даршан».

 

Гуру-варга проводит в служении круглые сутки. Они отдыхают только час или два, и даже отдыхая они продолжают служить в кришна-лиле.

Чтобы достичь такого состояния духовной погруженности, мы должны следовать примеру Госвами и их практике. Это описано в следующей молитве:

 

санкхья-пурвака-нама-гана-натибхих калавасани-критау

нидрахара-вихаракади-виджитау чатьянта-динау ча йау

радха-кришна-гуна-смритер мадхурима-нандена саммохитау

ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри-джива-гопалакау

(Шад-госвами-аштака, стих 6)

 

«Я поклоняюсь Шести Госвами, которые день и ночь повторяли святые имена, прославляли Господа в песнях и ежедневно отдавали дандават-пранамы установленное число раз. Победив сон и потребность в еде, они использовали в служении Господу каждое мгновение своей драгоценной жизни. Кроткие и смиренные, они испытывали высочайшее духовное блаженство, памятуя сладостные качества Шри Шри Радхи и Кришны».

 

У них нет отношений с телом и чувствами, нет вкуса ни к чему мирскому. Шаг за шагом они следуют процессу достижения этой анураги. Опаздывая хотя бы на минуту с выполнением какого-либо служения, они очень страдают и сокрушаются: «Почему я потерял эту минуту?»

Они всегда жаждут обрести милость Кришны и общение с враджа-деви,их помощь.

Какова же была их садхана?

Рагхунатха дас Госвами по указанию Чайтаньи Махапрабху находился в Джаганнатха Пури под руководством Сварупы Дамодары. Но он не причинял никакого беспокойства Сварупе Дамодаре. Он поддерживал себя, принимая немного старого выброшенного Джаганнатха-прасада. Что он стремился получить от Сварупы Дамодары? Он ежедневно учился процессу обретения унната-удджвала-расы. Чтобы практиковать это, каждую секунду он следовал стопам Сварупы Дамодары.

Он запоминал, записывал и практиковал все то, что получил от Махапрабху, и постоянно воспевал харинаму с глубокой анурагой.

После того как Махапрабху и Сварупа Дамодара оставили этот мир, Рагхунатха дас Госвами отправился во Вриндаван. Там он провел какое-то время, останавливаясь то в одном месте, то в другом, и в итоге принял постоянное прибежище Радха-кунды, у лотосных стоп Радхарани. С утра до вечера он был погружен в воспевание харинамы, молясь в глубине сердца о милости враджабхуми, враджаваси и враджадеви, предлагая им пушпанджали.

Пушпанджали – это подношение цветов, но эта книга – кусуманджали, подношение цветов в виде сокровенных желаний своего сердца, своей любви.

Как он мог предлагать свои желания каждый день и каждую минуту? Он никогда не беспокоился и не размышлял, как многие другие: «Истинная ли эта линия? Примут ли Радха-Кришна мои молитвы или нет?» Дас Госвами так не думал. Он непрерывно возносил свои молитвы.

Ядунандана Ачарья был его дикша-гуру, Баларама Ачарья – духовным наставником, а Сварупа Дамодара Прабху – шикша-гуру.

Шри Кави Карнапур писал:

 

ачарйо ядунанданах сумадхурах шри-васудева-прияс

тач-чхишйо рагхунатха ити адхигунах пранадхико мадришам

шри-чайтанья-крипатирека-сатата-снигдхах сварупануго

вайрагьяика-нидхир на касья видито нилачале тиштхатам

(Шри Чайтанья-чандродая-натака, 10.3)

 

«Рагхунатха дас – ученик Ядунанданы Ачарьи, который очень дорог Васудеве Датте, жителю Канчанапалли. Из-за своих трансцендентных качеств Рагхунатха дас для всех нас, преданных Шри Чайтаньи Махапрабху, дороже жизни. Получив огромную милость Шри Чайтаньи Махапрабху, он всегда доставляет радость преданным. Этот очень дорогой последователь Сварупы Дамодары Госвами являет собой яркий пример истинного отречения. Его вайрагья подобна океану. Кто же из жителей Нилачалы [Джаганнатха Пури] не знает его?»

 

Ядунандана Ачарья был очень близким и дорогим учеником Васудевы [Датты]. Рагхунатха дас Госвами был учеником Ядунанданы Ачарьи, который любил Рагхунатху больше своей собственной жизни. Он дал ему дикша-мантры. Харидас Тхакур, Адвайта Ачарья, Нитьянанда Прабху – все были очень довольны Рагхунатхой. По их огромной милости он следовал всем правилам и предписаниям строгой вайрагьи. Его ум никогда не был обеспокоен. Всегда погруженный в служение Хари, Гуру и Вайшнавам, он никогда не шел на поводу у своих чувств и не отдавал им даже минуты своего времени.

В Джаганнатха Пури Рагхунатха дас Госвами получил особый дар от Чайтаньи Махапрабху. Он писал:

 

маха-сампад-давад апи патитам уддхритья крипая

сварупе йах свийе куджанам апи мам ньясья мудитах

уро-гунджйа-харам приям апи ча говардхана-шилам

дадау ме гауранго хридая удаян мам мадаяти

(Шри Гауранга-става-калпа-врикша, 11)

«По своей великой милости Шри Гаурангадев спас меня, падшую душу, низшего из людей, от пылающего огня материальной роскоши и радостно вручил заботам Своего близкого спутника Шри Сварупы Дамодары Госвами. Также Господь дал мне Свою любимую гунджа-малу, которую Он носил на груди, и говардхана-шилу. Пусть же Шри Гауранга пробудится в моем сердце и превратит меня в безумца от любви к Нему».

 

«Я очень падшая душа, полностью лишенная благих качеств. Но Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху были очень добры и милостивы ко мне. Они предложили меня лотосным стопам Сварупы Дамодары. Чайтанья Махапрабху Сам дал мне говардхана-шилу и гунджа-малу. Гунджа-мала – это сварупа Радхарани, а говардхана-шиласварупа Кришны. Гаурахари дал Их мне. Как сделать так, чтобы Он постоянно пребывал в моем сердце и давал мне вдохновение, наставления, советы, силы и энергию? Как мне обрести отношения со Шримати Радхарани и Гирираджем Говардханом?»

В этом мире Рагхунатха дас Госвами – вайрагья-мурти, олицетворение отречения. О нем сказано: «рагхунатхера нияма йена пашанера рекха – вайрагья Рагхунатхи даса Госвами была твердой и непоколебимой, словно линии, выбитые на камне». Она вовсе не была похожа на «вайрагью» тех, кто один день следует правилам бхакти, отказываясь от любых наслаждений, а на другой день думает: «Я великий ачарья. Ничего страшного, если я буду принимать все подряд». Рагхунатха дас Госвами так не думал. До своего последнего дня в этом мире он строго следовал процессу бхакти со всеми его принципами, правилами и предписаниями.

Шри Чайтанья Махапрабху сказал:

 

ваираги хана каре джихвара лаласа

парамартха йая, ара хая расера ваша

ваирагира критья-сада нама-санкиртана

шака-патра-пхала-муле удара-бхарана

джихвара лаласе йеи ити-ути дхая

шишнодара-параяна кришна нахи пая

(Ч.-ч., Антья-лила, 6.225-227)

 

«Духовная жизнь человека, живущего в отречении, разрушается, если он начинает потакать своему языку. В таком случае он становится рабом желаний собственного языка. Обязанность вайраги – всегда повторять мантру Харе Кришна. Потребности желудка он должен удовлетворять легкодоступными овощами, листьями, плодами и кореньями. Тот, кто потворствует своему языку, гениталиям и желудку, не сможет обрести Кришну».

Желудок следует насыщать тем, что можно легко достать. Предлагая Кришне пищу в гуне благости и почитая ее как прасад, можно не только удовлетворять язык, но и развивать настроение служения Кришне. Если вкусный прасад легко доступен, тогда жадность языка постепенно начнет контролироваться, а не усиливаться. Вайраги постоянно воспевают харинаму и поддерживают свое тело самой простой пищей.

Рагхунатха дас Госвами никогда не ходил туда-сюда, теряя время. Он никогда не задумывался о том, каковы на вкус соль, лимон, соленья, чили и сладости. У него была ништха – глубокая вера и привязанность к анураге и линии бхакти, так что ничто другое не могло прийти к нему и побеспокоить. Его учение и практика были очень сильными. Такими же сильными были его бхаджана-ништха и вайрагья. Поэтому он всегда был очень близок к Вайшнавам и гуру-варге.

Люди думают: «У меня нет недостатков, но Гуру и Вайшнавы не дают мне милости, не дают прибежища». Они постоянно обвиняют Гуру и Вайшнавов, не замечая своих собственных недостатков и ошибок.

Каким был Рагхунатха дас Госвами? Он находился со Сварупой Дамодарой постоянно, все шестнадцать лет, и никогда не думал: «Я уйду от него». Почему? Его вайрагья и бхаджана-ништха всегда жили в нем. Разве он мог уйти от бхаджана и гуру-варги? Если я пойду на зов других желаний, они отбросят меня далеко. У Даса Госвами не было никаких других желаний.

После ухода Гаурахари и Его спутников он не мог оставаться в Джаганнатха Пури – это место превратилось для него в пустыню. Находясь там, он молился, поклонялся говардхана-шиле и гунджа-мале. По беспричинной милости Радхарани и Ее указанию он был вдохновлен пойти на Радха-кунду. «Я поднимусь на вершину Говардхана и, спрыгнув вниз, оставлю это тело. Моя разлука закончится и сердце охладится», – размышлял он.

Но он пошел в храм Джаганнатхи и совершил парикраму. Он горько плакал перед Джаганнатхой и молился Ему. Джаганнатхадев дал ему свою прасади-малу [гирлянду] и приказал: «О Рагхунатха, ты очень близок и дорог Мне. Отправляйся во Вриндаван к Рупе и Санатане и оставайся там».

Он пришел во Вриндаван и написал там «Манах-шикшу». В третьем стихе этой книги он молится:

 

йадиччхер авасам враджа-бхуви са-рагам прати-джанур

йува-двандвам тач чет паричаритум арад абхилашех

сварупам шри-рупам са-ганам иха тасьяграджам апи

спхутам премна нитьям смара нама тада твам шрину манах

«Дорогой ум, пожалуйста, послушай меня. Если ты хочешь вступить во Врадж в настроении рагатмика-бхакты и лично служить вечно юной Божественной Чете, Шри Радхе-Кришне, непременно жизнь за жизнью помни Шри Сварупу Дамодару, Шри Рупу Госвами, его старшего брата Шри Санатану Госвами и всех остальных спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. С огромной любовью почитай всех этих вайшнавов, снискавших милость Шри Гаурасундары».

 

Он наставлял: «Если ты желаешь жить во Врадже и служить Шри Радхе-Кришне, всегда помни Сварупу Дамодару, Рупу Госвами и Санатану Госвами и оставайся под их руководством. У них есть эта анурага. Следуй их анураге и оставайся во Враджа-дхаме, святой дхаме. Тогда Вриндаван, Говардхан, Радха-кунда – все они примут тебя, потому что ты следуешь стопам анурага-бхакт. Вриндавана-дхама даст тебе все возможности и все необходимое».

Он написал также в «Сва-нияма-дашаке»:

 

гурау мантре намни прабху-вара-шачи-гарбхаджа-паде

сварупе шри-рупе гана-йуджи тадия-пратхамадже

гириндре гандхарва-сараси мадху-пурьям враджа-ване

врадже бхакте гоштха-лайишу парам астам мама ратих

 

«Пусть в моем сердце всегда живет любовь к Шри Гурудеву, гаятри-мантрам, которые он дал мне, шри харинаме, лотосным стопам сына Шачи – величайшего из проявлений Господа, Шри Сварупе Дамодаре, Шри Рупе Госвами и его спутникам, его старшему брату Шри Санатане Госвами, Гирираджу Говардхану, Радха-кунде, Матхура-дхаме, Шри Вриндавану, царству Враджа, чистым преданным Шри Кришны и жителям Враджа. Они – всё для меня. Пусть моя рати, моя анурага будет только к ним, ни к кому другому», – молился он.

Мы приходим совершать бхаджан, но со временем много других людей оказывается рядом и мы начинаем завязывать с ними отношения, ласково разговариваем, что-то даем и что-то принимаем. Они крадут наше сердце и отбрасывают нас далеко от Враджа-мандалы и враджаваси. Поэтому Рагхунатха дас Госвами дал преданным твердое обещание: «Кроме Сварупы Дамодары, Рупы Госвами, Санатаны Госвами, Говардхана, Радха-кунды, Матхуры, Вриндавана, Враджа-дхамы и враджаваси я не буду молиться кому бы то ни было еще, не буду встречаться, разговаривать, принимать, смотреть на кого-либо или что-либо еще». Это была его очень сильная вайрагья, естественно выросшая из его анураги. Рагхунатха дас Госвами был олицетворением вайрагьи и анураги. Он пришел во Вриндаван и следовал стопам своего шикша-гуру Рупы Госвами. Как он следовал?

Он говорит:

 

йат-йатнатах сама-даматма-вивека-йогаир

адхьятма-лагнам авикарам абхун мано ме

рупасья тат смита-судхам садаявалокам

асадья мадьяти харес чаритаир иданим

(Абхишта-сучанам, 2)

 

«Благодаря усилиям Шрилы Рупы Госвами сердце мое теперь умиротворено, легко контролируемо, способно понять природу духа, устойчиво в йоге и наполнено преданностью к Верховной Личности Господа. Теперь, когда я обрел улыбающийся, полный нектара сострадательный взгляд Шрилы Рупы Госвами, сердце мое обезумело, памятуя трансцендентные игры Господа Хари».

Вы пришли к Гуру и Вайшнавам. Самa даматма-вивекa – прежде всего контролируйте свои чувства, затем свой ум и душу. Заботливо используйте всё в служении вашему Гурудеву и гуру-варге,иначе если вы даже немного поделитесь с другими – они украдут вас. Сначала они захотят, чтобы вы стали их другом, а потом – их рабом. Вы уйдете очень далеко от лила-адхикары – придет мирская лила с присущими ей качествами, и вы станете гоняться за этими мирскими вкусами.

Поэтому он постоянно следовал стопам Рупы Госвами Прабху и Санатаны Госвами. Ни на минуту он не отходил от них. До этого он ничего и никого не знал, кроме Сварупы Дамодары и Махапрабху. Он всех уважал, но не встречался, не разговаривал, не смотрел и не ходил ни к кому. Затем во Вриндаване, на берегу Радха-кунды, он следовал Рупе и Санатане Госвами. Он обращался к другим Вайшнавам, предлагал им пранамы и молил их: «Как я могу установить сладкие, прочные и исполненные веры отношения с моими шикша-гуру Рупой Госвами и Санатаной Госвами?»

Пусть не будет сомнений. «Вайшнаве вишваса вриддхи ха’ка прати-кшане – я искренне молю, чтобы моя вера в Вайшнавов росла день ото дня». Глубокая вера в Вайшнавов и уважение к ним – это главная опора бхаджана. Потеряете веру в Вайшнавов – тогда через какое-то время и вера в Гуру уйдет, затем уйдет вера в Бога – и все будет потеряно.

Рагхунатха дас Госвами в своей жизни практиковал судха-майи, полную нектара лилу. Сердце его таяло и слезы текли, постоянно омывая его тело. Почему? Он избегал общения с мирскими людьми – иначе сердце станет твердым, как камень. Если другие люди украдут сердце, тогда все будет потеряно. Поток любви не придет.

Он всегда воспевал харинаму и взывал: «О Гауранга! О Нитьянанда! О Сварупа Дамодара!»

Рагхунатха дас Госвами написал «Шачинандана-аштаку», «Гауранга-става-калпа-врикшу», «Сва-нияма-дашаку», «Вилапа-кусуманджали», «Шри Говардхана-васа-прартхана-дашаку», «Шри Радхика-аштаку», «Шри Радха-кунда-аштаку», «Шри Шьяма-кунда-аштаку» и много других молитв, которые спонтанно появлялись в его сердце. Он ежедневно молился. Он мог спать всего лишь четыре данды – около полутора часов, не давая своему телу и уму никакого отдыха, и постоянно использовал всё, что у него было, в служении.

Дас Госвами во время бхаджана в течение трех часов повторял харинаму, памятуя Гаура-лилу.Прежде всегоон памятовал Навадвипа-дхаму, Йогапитх, Маяпур. С этих мест он начинал свою манаси-севу, дхьяну и харинаму. Когда Кавираджа Госвами писал [Шри Чайтанья-чаритамриту], он всегда предлагал поклоны Дасу Госвами как своему шикша-гуру. Он тоже находился на Радха-кунде, где наблюдал, как Рагхунатха даса Госвами в течение трех часов был погружен в лилы Махапрабху и служил в них.

После этого Рагхунатха дас Госвами памятовал последователей Махапрабху: Сварупу Дамодару, Райя Рамананду, Санджая, Мукунду, Васугхоша, Ашта-кавираджей, Нарахари Саркар Тхакура, то, как они все вместе совершали киртан и поклонялись Абхираму Тхакуру. Он помнил об их славе и с большим почтением предлагал им поклоны. Затем он памятовал, как Гаудия-вайшнавы, чистые преданные, совершали бхаджан. Их бхаджан был истинным и полным веры. Желая совершать такой же бхаджан, он молился им и предлагал пранамы.

Иногда Дас Госвами был в бахья-даше (внешнем сознании), иногда в ардха-бахья-даше (наполовину во внешнем сознании), но в основном днем и ночью он оставался в антар-даше (внутреннем сознании, состоянии полного самадхи). Иногда на короткое время он возвращался к осознанию окружающего мира и своего тела – в бахья-дашу или ардха-бахья-дашу.

В эти моменты Дас Госвами писал такие книги, как «Стававали», «Дана-кели-чинтамани» и «Мукта-чарита», и молился.В «Дана-кели-чинтамани» он описал, как Кришна на Говардхане собирал налог с враджа-деви, а также объяснил, в чем смысл этого налога. В «Мукта-чарите» он описал, как враджа-деви украсили одежды Кришны жемчугом, и игры, которые последовали за этим.

В «Стававали» собраны различные молитвы и ставы, среди которых самая важная – «Вилапа-кусуманджали». Каждый день Дас Госвами предлагал эти сто четыре молитвы, словно цветы, лотосным стопам Радхарани, Ее сакхи и враджадеви. Его сердце горело в огне разлуки с ними и он ежедневно предлагал эти кусуманджали.

Он написал:

 

атй уткатена нитарам вираханалена

дандахьямана-хридая кила капи даси

ха свамини кшанам иха пранайена гадхам

акранданена видхура вилапами падьяих

(Вилапа-кусуманджали, 7)

 

«О Свамини! Сердце Твоей служанки горит в пылающем огне разлуки с Тобой. Страдая и непрерывно плача, я с любовью обращаюсь к Тебе с несколькими строчками своей горестной мольбы».

 

деви духкха-кула сагародаре

дуяманам ати дургатам джанам

тват крипа прабала наукаядбхутам

прапая сва пада-панкаджалаям

(Вилапа-кусуманджали, 8)

 

«О Деви Шри Радхика! Я тону в бездонном океане страданий. О Парама-карунамайи! Молю Тебя, на прочной лодке Своей великой милости перенеси меня в чудесную обитель Своих лотосных стоп».

 

твад алокана калахи дамшаир эва мритам джанам

тват падабджа милал лакша бхешаджаир деви дживая

(Вилапа-кусуманджали, 9)

 

«О Госпожа! Эта личность погибает от укусов черной змеи разлуки с Тобой. Пожалуйста, оживи меня лечебным бальзамом альты с Твоих лотосных стоп!»

 

деви те чарана-падма дасикам

випрайога-бхара дава павакаих

дахьяманатара кая-валларим

дживая кшана нирикшанамритаих

(Вилапа-кусуманджали, 10)

 

«О Деви Шри Радхика! Я служанка Твоих лотосных стоп. Мое тело, подобное лиане, горит в лесном пожаре разлуки с Тобой. Пожалуйста, одари меня Своим нектарным взглядом, ибо только он способен немедленно вернуть меня к жизни!»

 

Он писал эти стихи один за другим, сгорая в огне разлуки и чувствуя, что этот жар сильнее жара миллионов костров.

Он писал: «Во Вриндавана-дхаме нет цикла рождений и смерти, нет болезней».

Почему же он так плакал и рыдал, почему молился? Это называется према-вилапа. Когда любовь глубока, то и разлука становится очень глубокой. Глубокая привязанность, вера и любовь – при таких сильных чувствах не высказаться невозможно. Поэтому он плачет и говорит… Что это за язык и настроение? Никто не может понять. Это всё очень могущественно.

Дас Госвами в его антар-даше (внутреннем сознании) – сева-даси. Он следовал стопам Лалиты-деви и Вриндавана-виласини Шримати Радхарани.

«Враджа-виласа-ставу» он написал уже в преклонном возрасте. Он молился: «дагдхам вардхака-ванья-вахнибхир алам даштам дурандхьяхина – О Кришна! Теперь я стар и мое тело больше не способно служить Тебе. Змея времени укусила меня, высосав всю мою энергию. Теперь она пытается украсть меня, забрав от Тебя. Нет, нет, нет, я не стар, я молод, и я – последователь Твоей возлюбленной. О Свамини! Без Твоего даршана и служения Тебе я ни мгновения не могу чувствовать себя хорошо. Поэтому даруй мне непрерывное служение Tебе – это мое единственное желание. Я хочу постоянно служить Тебе в моем возрасте кишори как сева-даси в этой Вриндавана-дхаме.

 

йад авадхи мама качин манджари рупа пурва

враджабхуви бата нетра двандва диптим чакара

тад авадхи тава вриндаранья-раджни пракамам

чарана камала лакша сандидрикша мамабхут

(Вилапа-кусуманджали, 14)

“О Царица Вриндавана! С тех пор как Рупа Манджари озарила мои глаза сиянием земли Враджа, я жажду увидеть Твои лотосные стопы, украшенные альтой”.

 

О Рупа Манджари! Твое стремление служить никогда не иссякает. Я изучу этот процесс и буду постоянно следовать ему. Поэтому даруй мне зрение. Я не хочу смотреть ни на что другое. Я буду изучать только эту линию, ее правила и предписания».

В антар-даше Дас Госвами молился: йа те канчулир атра сундари майя вакшоджайор арпита. Он забывал о своем собственном теле, терял память и молился только о радхарани-дасьям.

 

таваивасми таваивасми на дживами твая вина

ити вигьяя деви твам ная мам чаранантикам

(Вилапа-кусуманджали, 96)

 «O Деви Шри Радхика! Я Твой! Я Твой! Я не могу жить без Тебя! Зная это, пожалуйста, даруй мне прибежище у Твоих лотосных стоп».

 

Омывать Радхарани, делать Ей массаж и наряжать Ее – вот о чем он просил. «Как я могу непрерывно служить Тебе?» – у него было именно такое страстное желание. В «Вилапа-кусуманджали» он писал и молился таким образом. Далее в «Стававали» он произнес: «Радхарани – моя Парадевата. Я – сева-даси Рати Манджари. Мое служение – гунджа-мала. Махапрабху дал мне намек».

Также он молился:

 

йатха душтатвам ме даваяти шатхасьяпи крипая

йатха махьям према-мритам апи дадатй удджвалам асау

йатха шри-гандхарва-бхаджана-видхайе прераяти мам

татха гоштхе каква гиридхарам иха твам бхаджа манах

(Шри Манах-шикша, 8)

 

«О ум, с искренним смирением и горестными мольбами просто поклоняйся Шри Гиридхари во Врадже, чтобы Он был доволен мною. По Своей беспричинной милости Он искоренит все мои пороки, одарит нектаром несравненной, ослепительно сияющей премы и благословит желанием поклоняться Шримати Радхике».

 

Он молился: «О мой дорогой ум! Ты очень непослушен и глуп. Ты отдаляешь меня от Гирираджа Говардхана. О Гирирадж Говардхан, молю тебя! Победи мой ум, прогоняй всех, кто приходит ко мне, защити меня. Я ни на секунду не перестану служить Радхарани. Я – Рати Манджари. Я хочу оставаться под руководством Рупы Манджари».

Он вопрошал: «Как я могу служить Хари-прие Шри Радхарани?»

 

рагена рупа-манджари-арактикрита-мурадвишах

гунарадхита-радхаях пада-югме ратир мама

(Шри Враджа-виласа-става, 106)

«Я буду служить под руководством Рупы Манджари и Гуны Манджари. Когда же эта рати, любовь, придет ко мне? Я жду этого момента».

 

Затем он молился лотосным стопам Радхарани о служении Ей:

падабджайос тава вина вара дасьям эва

наньят кадапи самайе кила деви йаче

сакхяя те мама намо ‘сту намо ‘сту нитьям

дасьяя те мама расо ‘сту расо ‘сту сатьям

(Вилапа-кусуманджали, 16)

 

«О Деви Шри Радхика! Я никогда не попрошу Тебя ни о чем другом, кроме как о служении Твоим лотосным стопам. Вновь и вновь я приношу свои бесчисленные поклоны положению Твоей подруги, но сокровенное желание моего сердца – быть Твоей служанкой».

 

«О Деви! Мне не нужна Твоя дружба, я молюсь только о дасье. Я предлагаю пранамы положению Твоей сакxи. Клянусь, я не желаю положения Твоей подруги, мое единственное стремление – служить Твоим лотосным стопам».

аша-бхараир амрита-синдху-майаих катханчит

кало майатигамитах кила сампратам хи

твам чет крипам майи видхасьяси наива ким ме

пранаир враджена ча варору бакаринапи

(Вилапа-кусуманджали, 102)

 

«О Варору (девушка с прекрасными бедрами)! До сих пор огромными усилиями я поддерживал свое существование, живя только одной надеждой – погрузиться в нектарный океан служения Тебе и увидеть Твои трансцендентные игры. И если теперь Ты не смилуешься надо мной, какой смысл в этой жизни во Врадже и даже в Самом Шри Кришне?»

 

В «Шри Сва-нияма-дашаке» (6) он молился:

 

анадритйодгитам апи муни-ганаир ваиника-мукхаих

правинам гандхарвам апи ча нигамаис тат приятамам

йа экам говиндам бхаджати капати дамбхикатая

тад-абхьярне ширне кшанам апи на йами вратам идам

 

«Я не желаю тратить и секунды на лицемеров, которые поклоняются только Господу Говинде, игнорируя самую дорогую Его возлюбленную – возвышенную Шримати Радхарани. Ее прославляют все великие мудрецы во главе с Нарадой, а также все Веды. Таков мой обет».

 

нарада муни, баджая вина,

радхика-рамана’ наме

нама амани, удита хоя,

бхаката-гита-саме

 

«Нарада Муни, лучший из расика-вайшнавов, поет имена Шри Шри Радхики-Раманы, подыгрывая себе на вине. Очарованные этой киртаной, Они приходят к нему и танцуют, наслаждаясь бхавой Своего преданного».

 

шри-кришна-нама, расане спхури’,

пура’ло амара аша

шри-рупа-паде, джачайе иха,

бхакативинода-даса

 

«Святое имя Шри Кришны исполнило все мои желания, появившись на устах каждого в этой вселенной. Бхактивинода, смиренный слуга Господа, молится лотосным стопам Шри Рупы Госвами, чтобы это пение харинамы продолжалось вечно».

 

По милости Радхарани Нарада Муни приятным голосом, очень мелодично поет святые имена Говинды. Он не может забыть эти имена. Без милости Шримати Радхарани, без милости сварупа-шакти никто не может воспевать, молиться и находиться во Враджабхуми рядом с враджаваси. Не имея этой милости, такие люди получают «милость» майи. Поэтому они будут объяснять и памятовать качества майя-деви и служить только ей. Необходима милость сварупа-шакти.

В этой «Вилапа-кусуманджали» он молится об обретении радха-ништхи.

 

таваивасми таваивасми на дживами твая вина

ити вигьяя деви твам ная мам чаранантикам

(Вилапа-кусуманджали, 96)

 

«O Деви Шри Радхика! Я Твой! Я Твой! Я не могу жить без Тебя! Зная это, пожалуйста, даруй мне прибежище у Твоих лотосных стоп».

 

О Радхарани, без Тебя я не могу и секунды оставаться в этом мире! Если Ты не дашь Свое благословение, не примешь меня, не дашь служение Тебе, тогда бессмысленно продолжать жить и совершать бхаджана-садхану.

Рати Манджари пришла в играх Махапрабху как Рагхунатха дас Госвами. Находясь в этом мире около ста лет, он учил всех вайрагье и бхаджану, процессу достижения враджа-севы, враджа-бхавы и благословений сварупа-шакти и враджа-деви. Дас Госвами предлагает пранамы Гурудеву. Он говорит: «Гурудев подобен полноводной реке расы. Он словно река несет этот поток расы, всё устраивает и хранит его. Удачливы те, кто омывается в этом потоке. Это река, а не озеро (т.е. поток расы течет непрерывно)».

Дас Госвами принес этот поток расы в своей «Вилапа-кусуманджали», «Стававали» и других книгах. Те, кто омывается в этом нектаре или пьет его, привлекутся сварупа-шакти и будут с ней рядом. Они никогда не отойдут от нее. Это наилучший процесс, как утверждает Рагхунатха дас Госвами в своей «Вилапа-кусуманджали». И эту «Вилапа-кусуманджали» мы теперь попытаемся памятовать.

Изучив этот процесс, мы будем счастливы и обретем стремление к садхане.

Сегодня мы вспомним первый стих, а завтра продолжим.

 

твам рупа манджари сакхи пратхита пуре ‘смин

пумсах парасья ваданам на хи пашьясити

бимбадхаре кшатам анагата бхартрикая

йат те вьядхайи ким у тач чхука-пунгавена

 

«Моя дорогая подруга Рупа Манджари! По всему Враджу ты известна своим целомудрием. Ты даже не взглянешь в лицо другим мужчинам! Кто же укусил твои алые, как плоды бимба, губы, если твоего мужа нет дома? Не иначе как лучший из попугаев?»

 

Рагхунатха дас Госвами, начиная эту книгу, дает совет следовать рага-маргу. Эта молитва Даса Госвами полезна всем, кто хочет обрести сиддха-авастху, сиддха-бхумику.

«Вилапа-кусуманджали» не следует читать тем, кто не желает пересечь этот материальный океан.

Тот же, кому нравится эта чистая бхакти-йога, шуддха-бхакти, анурага-майи-бхакти, сделает эту книгу своим ожерельем и будет постоянно молиться этими стихами и следовать этому процессу.

Шукадева Госвами взял этот нектар и спрятал. В некоторых местах он обронил несколько капель этого нектара. Напрямую же он не дал его Парикшиту Махараджу.

 

 В память о бхакта-бандхаве Шриле Гурудеве,

Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махарадже

 

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить