Вы можете хоть как совершать садхану, но это не принесет никаких настоящих плодов, если у вас нет интереса к слушанию повествований о Кришне, если нет интереса к хари-катхе.
Поэтому Шукадева Госвами говорит:
дхармах свануштхитах пумсам
вишваксена-катхасу йах
нотпадайед йади ратим
шрама эва хи кевалам
(Шримад-Бхагаватам, 1.2.8)
“О Махарадж Парикшит, послушай! Ты можешь следовать любой дхарме, но если у тебя нет вкуса к хари-катхе, нет желания слушать, ты не любишь хари-катху, зато совершаешь садхану, тяжелые аскезы и много чего другого, тогда все бесполезно”.
Самое главное – это хари-катха.
Если эта хари-катха приходит от рагатмика враджаваси – это настоящая хари-катха.
Когда рагатмика враджаваси рассказывают хари-катху, словно река нектара льется из их уст. Они истинные садху. Они сами вкушают этот нектар и раздают его другим. Они плывут в этом потоке. И внутри, и снаружи, они полностью в этом и ни во что другое не погружены. Это самое главное.
Куда идти? Какая садхана хорошая? Кто научит? Кто поможет? Вы можете делать все, что угодно, но если нет вкуса к хари-катхе… Нужно понимать, что хари-катха и Хари неотличны друг от друга. Поэтому когда Шрила Гурудев ездил на Запад, он всегда говорил: “Даже не надо никакой садханы, просто слушайте мою хари-катху, слушайте враджа-катху”. Почему он так говорил? Да потому что он рагатмика враджаваси, раздающий этот нектар.
Шрила Бхакти Бхудев Шроти Махарадж как-то написал письмо Шриле Гурудеву: “Что вы распространяете? Я удивляюсь! Все следуют по вашим стопам. Все слушают эту хари-катху”.
Потому что это хари-катхамрита!
тава катхамритам тапта-дживанам
кавибхир идитам калмашапахам
шравана-мангалам шримад ататам
бхуви гринанти йе бхури-да джанах
(Шримад-Бхагаватам, 10.31.9)
[О Кришна, Твои слова и повествования о Тебе, словно нектар бессмертия, спасают страждущих в материальном мире. Они полны красоты и духовной силы. Поведанные устами Твоих чистых преданных, они освобождают от грехов и даруют вечное благословение кришна-премы тем, кто внимает им с верой. Несомненно, личности, несущие их повсюду, – самые великодушные и сострадательные из людей.]
Махапрабху сказал: “Бхури-да! Бхури-да! Кто же ты? Ты дал Мне настоящую амриту, нектар. Пожалуйста, еще! Дай Мне еще!” Это называется анурага. У рагатмиков есть такой нектар, нектар хари-катхи.
Шукадева Госвами объяснил это. Махапрабху восклицал: “Бхури-да! Бхури-да! Еще! Еще! Продолжай!” И также бхури-да означает, что это убирает все болезни, все знание о могуществе, убирает все остальное, всё ненужное. Без хари-катхи сердце зачерствеет, и будет тяжело. Потому что нет любви. Дживанам душанам ме. Вся жизнь – в катхе. Всё остальное не имеет жизни.
Пуджьяпад Премананда Прабху, 12 июля 2024 года