Кому мы следуем?
Сегодня у нас такой вопрос – почему мы постимся в Джанмаштами? День рождения Кришны – это happy birthday, счастливый день. День рождения Радхарани еще лучше – вообще не нужно поститься и совершать аскезы. Только ешь, пей, танцуй и никаких правил. Замечательный день! К тому же Радхарани очень добра.
Вы спросите, а Радхарани Сама постится в день рождения Кришны? В Нандаграме Нанда Баба всех приглашает на огромный праздник. Там раздают ладду, качори, малпуа, халаву. Риши-махариши приходят на праздник, и все очень счастливы.
В Матхуре, в темнице у Деваки и Васудевы нет еды – вот они и постятся.
Возникает вопрос – кому мы следуем: Нанде Бабе и Яшоде или Васудеве и Деваки? Шрила Гурудев как-то раз сказал: «Вы думаете, что поклоняетесь Радхе-Кришне? Нет. На самом деле вы поклоняетесь Лакшми-Нараяне».
Точно так же и сейчас. Кто-то говорит: «Я следую Нанде Бабе и враджаваси», а в действительности совсем не следует.
Наша тюрьма на миллионы жизней
Васудева и Деваки больше десяти лет провели в тюрьме, а мы находимся в тюрьме уже миллионы жизней. В этой тюрьме много дверей – вверху семь и внизу две. И мы как заключенные сидим там, страдаем, но никак не можем получить освобождение.
Джива не является телом и умом. Кришна говорил: «Я приду со Своими последователями и спутниками, риши, махариши, тапасви, раджасви. Обусловленные души ждут Меня и думают обо Мне». Поэтому в Джанмаштами они устраивают забастовку для тела и ума.
Кришна пообещал: «Душа – Моя частичка, и Я даю душе нектар и силу». В таком случае душа никогда не будет под арестом грубого и тонкого тела.
Мало получить освобождение. Необходимы отношения. Дживы крошечные. У них нет ни шакти, ни духовной жажды, ни энергии. Они находятся на низком уровне, а считают себя счастливыми.
История про Индру в теле свиньи
Однажды Индра родился свиньей. Он возлежал в свежих испражнениях, в окружении многочисленных жен и детей, когда к нему пришел Ади-гуру Брахма.
– Ты – Индра, владыка рая. Пойдем обратно, твой трон пустует! – обратился к нему Брахма.
Индра взглянул на него в недоумении.
– Кто ты такой? Зачем ты пришел сюда?
– О Индра, зачем ты сидишь в этих испражнениях? Возвращайся в свое царство, там чудесный сад Нанда-канан, деревья париджата. Там так здорово!
Но Индра был непреклонен.
– Эй, чего ты мне мешаешь?
Тогда Брахма, чтобы покончить с его привязанностью к своим детям, убил всех поросят, но тому было все равно. Индра даже с места не двинулся.
– Знаешь, сколько у меня жен? Каждая дает приплод по 40–50 поросят за раз. Я в мгновение ока расширю свою семью.
– Я убью твоих жен!
– А я еще женюсь!
– Значит не пойдешь в рай?
– Нет, не пойду.
Индра стал кричать на Брахму, рычать и еще больше погружаться в испражнения, чтобы его не вытянули оттуда. Он надеялся и дальше жить своей прекрасной жизнью, однако Брахма брызнул на него водой из камандалу, и с Индры тотчас спала эта физическая оболочка, он понял, кто он такой. Он, Индра, сидел в вонючих испражнениях, а вокруг стояли полубоги, приветствуя его. Они быстро принесли воду для абхишеки.
Наше положение такое же. Мы сидим в испражнениях и не нарадуемся. Кришна является со Своими парикарами: «Пожалуйста, возвращайтесь обратно домой, к Богу. Вы беженцы. Вам пора возвращаться домой. Вы, дживы – Мои неотъемлемые частички, но по своей дурной карме оказались в этой тюрьме. И даже не в одной, а в двух».
Отмечайте Джанмаштами в настроении враджаваси
Джанмаштами – очень особый день. В этот день можно навсегда получить амнистию из тюрьмы материального мира. Это произойдет, когда вы предадитесь. Кришна – всё и вся, Бог Богов. Он безо всяких условий может всё дать, даже если у вас нет ни сукрити, ни благочестия. Все, что нужно – это следовать Ему, памятовать, а Он в ответ дарует вечное освобождение, и не только это. Например, Путана обрела вечное служение Кришне, Он принял ее.
Мы открыты для всех. Наступает день рождения кого-то из родственников, мы всячески стараемся им угодить. Что они нам дадут – тортик и печенюшки? Помогут ли вам эти подарки? Поэтому Кришна и говорит: приходите, следуйте и Я дам вам не только вечное освобождение, Я Своей любовью приведу вас к себе. Тогда у вас уже не будет пути назад.
Каждый год выдается эта прекрасная возможность, но обусловленные души никак не сообразят, зачем праздновать Джанмаштами и поститься.
Вы уже столько времени служите этому телу и уму. Всё время просите: «Боже, дай мне хлеба с маслом, дай мне дом, иначе Ты обманщик!»
Нет у нас такого таланта, чтобы молиться Кришне о чем-то хорошем… «Кришна, пожалуйста, прими меня навечно! Кришна, я Твой! Сделай меня Своим слугой! Я уже миллионы жизней служу кому попало, включая свои чувства. Почему же Ты меня не примешь? В этом мире не найти никого столь же доброго, как Ты».
Многие ли дживы так говорят? Многие ли следуют? Но есть и удачливые. Они попадают к сад-гуру, следуют его указаниям. Они понимают, что пора отречься от всего, и Джанмаштами – именно тот день, когда нужно отречься от тела, ума и всего остального и начать следовать духовному. Шраванам, киртанам, вишну-смаранам, пада-севанам, арчанам, ванданам, дасьям, сакхьям, атма-ниведанам – только этому? Нет! Необходимо понять, как этот день отмечают враджаваси, а именно Нанда, Яшода, пастушки и в особенности враджа-деви.
В день рождения Кришны полубоги приходят вереницей к дому Нанды Бабы. Они садятся у порога, как попрошайки, и ждут, когда им что-то вынесут. Нанда Баба улыбается: «Что вам нужно: сладости, одежда, украшения?» – «Нет, Баба. Дай нам каплю своей любви к Кришне».
Наша любовь направлена на наши чувства, ум, тело, друзей, родственников… Сколько жизней мы были отцами, сестрами, матерями, и эта жизнь не стала исключением. Люди всё оставляют, приходят в ашрам, но принимают новых маму и папу. У них теперь новые отношения. Как же разорвать этот порочный круг и начать памятовать Кришну?
Враджаваси и враджа-деви с любовью служат Кришне в день Его явления. Другие дни тоже хорошие, но Джанмаштами – особый. Что толку в том, чтобы отмечать день республики или день независимости? Это не поможет выбраться из-под влияния майи.
Рупа Госвами пишет:
яд-брахма-сакшат-крити-ништхаяпи
винашам аяти вина на бхогаих
апаити нама спхуранена тат те
прарабдха-кармети вираути ведах
(Нама-аштака, 4)
[О Нама! Веды гласят: стоит Тебе появиться на языке у преданного, как вся его прарабдха-карма, которую невозможно уничтожить медитацией на безличный Брахман, тотчас бесследно исчезает.]
Когда же придет тот благословенный день, и я буду непрерывно памятовать святые имена? Когда у меня появится вкус к воспеванию? Пока у нас в голове вертятся совсем другие имена. Они радуют нас. Мы не в силах выбраться из майи, забыть ее, вот и сидим в тюрьме.
Васудева и Деваки много лет провели в темнице Камсы, но все эти годы они непрерывно думали о Кришне. Как-то раз Васудева посетовал: «Деваки, ты так страдаешь с тех пор, как вышла за меня замуж», на что она ответила: «Наоборот, я очень счастлива здесь. У меня есть сат-санга. Ты – сат, честный и великий. Рядом с тобой всегда хари-катха, хари-киртан, харинама. Тебе неважно, есть еда или нет. Ты равнодушен к мирскому счастью, семье, и я с тобой стала такой же. Живи я в семье, мне пришлось бы днем и ночью служить родственникам, а они чуть что – сразу прогонят. Здесь, с тобой, я постоянно воспеваю, памятую, медитирую. Поэтому тюрьма – это моя большая удача».
Когда Харидаса Тхакура посадили в тюрьму, он сразу начал там киртан и хари-катху. Через три-четыре дня Кази не выдержал этой революции и приказал выпустить его. Но все заключенные взмолились: «О Прабху, нам было настолько хорошо с тобой, что мы напрочь забыли, где находимся. Пожалуйста, не уходи». Они попросили у него благословений, и Харидас Тхакур пожелал им: «Сидите в тюрьме до конца своих дней». Они схватились за голову: «За что такое проклятие?» – «Нет, это отличное благословение. В тюрьме не нужно ничего делать, только воспевайте «Харибол! Харибол! Харе Кришна!»
Дживы с незапамятных времен сидят в тюрьме своего тела и считают себя счастливыми. Счастье они измеряют по тому, насколько хорошо их телу. Можем ли мы выбраться из темницы этого тела? Нет. Нам так хочется его холить и лелеять, накачивать протеинами, инъекции делать, лишь бы никогда с ним не расставаться.
Равана мечтал построить лестницу до рая. Хираньякашипу хотел стать бессмертным. Многие мечтают стать бессмертными. А как насчет души, кто ей поможет? Это сделает Кришна. Кришна говорит:
джанма карма ча ме дивьям
эвам йо ветти таттватах
тьяктва дехам пунар джанма
наити мам эти со ’рджуна
(Бхагавад-гита, 4.9)
[Тот, кто знает божественную природу Моего явления и деяний, никогда больше не рождается в материальном мире. Покинув тело, он достигает Моей вечной обители, о Арджуна.]
«Кто знает о Моем явлении, никогда не родится вновь».
аджо ’пи санн авьяятма
бхутанам ишшваро ’пи сан
пракритим свам адхиштхая
самбхавамй атма-майяя
[Хотя Я нерожденный и Мое трансцендентное тело нетленно, хотя Я повелитель всех живых существ, в каждую эпоху силой Своей внутренней энергии Я появляюсь в этом мире в Своем изначальном духовном облике.]
Кришна сказал Арджуне: «Я не рождаюсь и не умираю». В то же время Он нисходит в этот мир ради обусловленных душ.
Это очень благостный день. Старайтесь воспевать имена Кришны, памятовать Его, следовать по Его стопам, молиться о помощи, тогда Кришна непременно поможет. Дживы страдают миллионы жизней, не имея шанса на спасение.
Считается большим наказанием родиться в теле волка, шакала, собаки, свиньи. Вас могут засунуть в печь и зажарить до корочки, либо разрезать на тысячи кусочков. Тем не менее, получив человеческое тело, мы беспечно живем.
В Джанмаштами Нанда, Яшода, Шридама, Судама, Дама, Васудама, Стока-Кришна, Субал, Мадхумангал, Удджвала, Пиппали, Лаванга, Кинкини, манджари и сакхи так добры! Даже если Кришна скажет им ничего не давать тому, кто о Нем думает в Джанмаштами, враджаваси всё равно одарят милостью.
За месяц или два до Джанмаштами Шрила Гурудев говорил: «Идите от дома к дому и собирайте пожертвования, приглашайте всех на праздник». Так люди получат сукрити. Их позовешь – они придут, послушают хари-катху, примут участие в киртане, почтут прасад. Тем, кто не придет, нужно отнести прасад. Это поможет им понять истину и начать отношения с Вайшнавами, бхактами. Затем у них появится сукрити для того, чтобы соблюдать Джанмаштами.
Можно просить Кришну о богатстве и здоровье, однако все это временно. Никто не думает о настоящем, о душе. И даже так Кришна всё равно даст милость.
Наша большая удача заключается в том, что мы пришли к сад-гуру и находимся в святой дхаме, у лотосных стоп Кришны. Каждая джива обладает свободой воли. Не нужно просить ни о чем для тела и ума, и тогда вы очень быстро получите сварупа-сиддхи, а потом и васту-сиддхи. После этого служение станет вечным. Вы никуда не убежите и перестанете мучиться.
Будьте очень внимательными, не упустите этот шанс – Джанмаштами.
Джанмаштами – очень серьезный день. С утра нужно проводить киртан, ягью, читать «Шримад-Бхагаватам», слушать хари-катху. Не надо прятаться, подобно клопам, комарам или змеям, по темным углам. Совершите в Джанмаштами тапасью, аскезу – посвятите этот день своей душе, а не телу.
Обычно люди просыпаются, делают зарядку для хорошего пищеварения. Затем у них по расписанию завтрак, обед, ужин. А что же для души? Нужно что-то делать для души, но мы не хотим ничего отдать ни Экадаши-деви, ни Кришне.
Джанмаштами – особый день, он призван помочь душе. Дживы непрерывно вертятся в круговороте рождения и смерти и даже не понимают, что они возлюбленные слуги Кришны, Его неотъемлемые частички. Какая неудача вступать в другие отношения! «Пытайте меня, жгите, но я не пойду к Кришне». Дживы держатся за отношения, которые приносят им одни мучения. Кришна всё равно предоставляет им возможность измениться. У Него нет кармы, Он божественный и нерожденный, и в то же время Он нисходит в этот мир специально для нас.
Вчера мы слушали о том, как Кришна явился в Матхуре. А что насчет Гокулы? Он явился в Гокуле или нет? Васудева Махарадж взял новорожденную девочку и принес в Матхуру. Услышав плач ребенка, Камса сразу пришел и выхватил у Деваки девочку. Она взмолилась: «Брат, пожалуйста, не убивай ее, ведь это не сын, а дочь. Я тебе отдала всех своих детей. Оставь хотя бы эту девочку. Потом, когда она подрастет, я выдам ее замуж за твоего сына».
Камса даже не хотел слушать. В тот момент, когда он хотел ее ударить о камень, она выскользнула из его рук и пнула по голове так, что он откатился на двадцать-тридцать метров. Камса глаза вытаращил, недоумевая, что происходит и кто это. А там была восьмирукая Дурга, Кали, Чханди, Байрави.
«Кого ты собрался убить? Меня? Твой убийца уже родился в другом месте», – произнесла она.
Тогда у Камсы зародились сомнения: «Моя Дурга, Кали, не может обманывать. Меня провели полубоги! Значит где-то в другом месте родился этот ребенок». Он созвал своих министров, и они посоветовали ему поймать всех детей, которые родились за десять дней до и после, и убить их. Среди его приближенных были не только Путана, Агхасура, Бакасура – много демонов, которые очень любят пить кровь. Камса считал себя бессмертным, великим и умным. Однако откуда возьмутся умственные способности, если ничего хорошего не делаешь? Так и дживы начинают вести себя, как демоны, если не следуют душе и Сверхдуше.
Киртан – самое главное в Джанмаштами
Джанмаштами празднуется посреди Чатурмасьи, эта врата очень особая. Кришна приходит, помогает всем и зовет с Собой. Потом Шримати Радхарани приходит, чтобы помочь дживам. И Кришна смотрит: «Кто Меня зовет? Кто ждет Меня? Кто слуга тела, а кто Мой слуга?» Есть капля любви к Нему, и этого достаточно. Не надо никаких подарков и аскез. День, когда нисходит Кришна, наполнен счастьем. Он простит нам всё, и наступит конец нашим невзгодам. Это такой особый день.
Вы находитесь с Гуру, Вайшнавами, в святой дхаме. Не упустите шанс, весь день участвуйте в киртане.
Я видел, как раньше Акинчана Кришнадас Бабаджи Махарадж брал мридангу и один садился перед Божествами, пел киртан. В то время он жил не в храме, а в Гокула-махаване. Весь день и всю ночь он пел киртан. В Гаура-пурниму он был в Йогапитхе, в Маяпуре. Шесть месяцев тут, и шесть месяцев там, во Враджа-мандале и в Навадвипе. И так каждый год.
этан нирвидьямананам
иччхатам акуто-бхаям
йогинам нрипа нирнитам
харер наманукиртанам
(Шримад-Бхагаватам, 2.1.11)
[Непрерывное воспевание святого имени Господа по примеру великих ачарий − это путь, лишенный сомнений и страха. На этом пути все достигнут успеха, включая тех, кто свободен от каких бы то ни было материальных желаний, тех, кто стремится к мирским наслаждениям, и тех, кто, обладая трансцендентным знанием, черпает удовлетворение в самом себе.]
В Джанмаштами не надо ничего, кроме харинама-санкиртаны. Совершите эту тапасью, а потом посмотрите, придет отречение или нет, появится ли вкус к духовному. Какое благо вы собрались получить от того, что голодаете и спите весь день? Нужно всю свою энергию использовать в кришна-севе, думать о Нем и ни минуты не терять попусту. Если один Джанмаштами так проведете, придет столько блага! Тогда вы что-то поймете.
Гуру-варга всех вовлекает в служение: «С утра и до самой ночи готовьте, украшайте, наряжайте, пойте киртан, читайте “Бхагаватам”». Если я с гуру-варгой, то не будет никаких проблем. Отношения с телом и умом, с друзьями непременно уведут меня с правильного пути. Миллионы жизней прошли, а отречение так и не появилось. Все потому, что нет привязанности к Кришне и Его семье.
Кришна родился в Гокуле
Как доказать, что Кришна явился в полночь в Нанда-бхаване? Ачарьи объясняют, что Рохини тоже была в Гокуле, и изначально у нее не было детей. Но однажды утром она заметила, что носит под сердцем ребенка, отчего очень смутилась. Потом Йогамайя подтвердила, что это она перенесла ребенка в ее лоно. Нанде и Яшоде тоже приснился один и тот же сон. Многие брахманы пришли и успокоили Рохини, что всё это желание Господа.
Когда Васудева нес Кришну из Матхуры в Гокулу, Кришна уже был в комнате у Яшоды Маты. А кто Его принес? Бхагавати Йогамайя Пурнамаси.
Джива Госвами написал в “Гопала-чампу” о том, как Йогамайя Паурнамаси пришла с Кусумасавой во Врадж и сказала Нанде Бабе: «Я пришла с Голоки Вриндаваны с посланием. Голока-бихари Хари придет в твой дом. Приготовь все для этого. Я тебе помогу, я буду постоянно здесь».
Нанда Баба так обрадовался: «О, ты пришла с таким хорошим посланием!» Я устрою тебе место, дам слуг». – «Нет-нет, Я йогини и буду жить на берегу Ямуны». – «Давай я построю тебе хижину». – «Не нужно, я буду под деревом жить». – «Может тебе еда какая-нибудь нужна?» – «Нет, не нужно. Я довольствуюсь листиками и кореньями, порой пью пахту». Она принесла послание о том, что придет Гокула-бихари, а также дала мантру Яшоде и Рохини. Благодаря этой мантре у Рохини появился Баладева, а у Яшоды – Кришна.
пурнам адах пурнам идам пурнат пурнам удачьяте
пурнасья пурнам адая пурнам эвавашишьяте
(Ишопанишад, вступление)
[Верховный Господь, Личность Бога обладает истинным совершенством и полнотой, и потому все, что исходит из Него, также наделено совершенством и полнотой. Верховный Господь столь совершенен, что хотя из Него исходит бесчисленное множество полных частей, Он никогда не утрачивает Своей полноты и совершенства.]
От одной лампады можно зажечь другие лампады, и это одинаковое пламя. Точно также и Кришна. Четырехрукий Кришна пересек Ямуну и направился во Враджа-дхаму, где встретился с изначальным Кришной.
Когда Акрура увозил Кришну из Враджа-дхамы, он увидел в отражении в воде Брахма-кунды Кришну, и в колеснице он видел Кришну. И вот Матхуреш Кришна отправился в Матхуру, а Враджеш Кришна вернулся во Врадж.
Вриндаванам паритьяджья падам экам на гаччхати. Враджа-нандана Кришна никогда не оставляет Вриндаван. Нанда-гокула, Нанда-бхаван – место, где Он родился. А враджаваси чему следуют? Они ждут момента, когда Яшода Мата родит сына. Все об этом знают. Поэтому все собрались в Нанда-гокуле поддержать ее. А когда Кришна родился, все вдруг заснули, включая Яшоду.
Васудева подумал: «Удачное время! Украду дочь и подложу своего сына». Он оставил сына и забрал дочь. Вода стремится к воде, огонь к огню, воздух к воздуху, земля к земле [так и Васудева-нандана Кришна встретился с изначальным, Яшода-нанданой Кришной.]. Джива не может слиться с Брахманом. Брахман стремится к Парабрахману, Ишвара – к Парамешваре. Но джива не может стать Брахманом. Амши и амша – это разные вещи. Амши – это Кришна, а амша – частичка. Таким образом, Матхурадиш (Дваракадиш) Кришна вошел в двурукого Кришну.
Пуджьяпад Премананда Прабху
16 августа 2022 года, вечер