Зачем поститься в Джанмаштами?

Джанмаштами ПРАЗДНИКИ

Кому мы следуем?

Сегодня у нас такой вопрос – почему мы постимся в Джанмаштами? День рождения Кришны – это happy birthday, счастливый день. День рождения Радхарани еще лучше – вообще не нужно поститься и совершать аскезы. Только ешь, пей, танцуй и никаких правил. Замечательный день! К тому же Радхарани очень добра.

Вы спросите, а Радхарани Сама постится в день рождения Кришны? В Нандаграме Нанда Баба всех приглашает на огромный праздник. Там раздают ладду, качори, малпуа, халаву. Риши-махариши приходят на праздник, и все очень счастливы.

В Матхуре, в темнице у Деваки и Васудевы нет еды – вот они и постятся.

Возникает вопрос – кому мы следуем: Нанде Бабе и Яшоде или Васудеве и Деваки? Шрила Гурудев как-то раз сказал: «Вы думаете, что поклоняетесь Радхе-Кришне? Нет. На самом деле вы поклоняетесь Лакшми-Нараяне».

Точно так же и сейчас. Кто-то говорит: «Я следую Нанде Бабе и враджаваси», а в действительности совсем не следует.

Наша тюрьма на миллионы жизней

Васудева и Деваки больше десяти лет провели в тюрьме, а мы находимся в тюрьме уже миллионы жизней. В этой тюрьме много дверей – вверху семь и внизу две. И мы как заключенные сидим там, страдаем, но никак не можем получить освобождение.

Джива не является телом и умом. Кришна говорил: «Я приду со Своими последователями и спутниками, риши, махариши, тапасви, раджасви. Обусловленные души ждут Меня и думают обо Мне». Поэтому в Джанмаштами они устраивают забастовку для тела и ума.

Кришна пообещал: «Душа – Моя частичка, и Я даю душе нектар и силу». В таком случае душа никогда не будет под арестом грубого и тонкого тела.

Мало получить освобождение. Необходимы отношения. Дживы крошечные. У них нет ни шакти, ни духовной жажды, ни энергии. Они находятся на низком уровне, а считают себя счастливыми.

История про Индру в теле свиньи

Однажды Индра родился свиньей. Он возлежал в свежих испражнениях, в окружении многочисленных жен и детей, когда к нему пришел  Ади-гуру Брахма.

– Ты – Индра, владыка рая. Пойдем обратно, твой трон пустует! – обратился к нему Брахма.

Индра взглянул на него в недоумении. 

– Кто ты такой? Зачем ты пришел сюда?

– О Индра, зачем ты сидишь в этих испражнениях? Возвращайся в свое царство, там чудесный сад Нанда-канан, деревья париджата. Там так здорово!

Но Индра был непреклонен.

– Эй, чего ты мне мешаешь?

Тогда Брахма, чтобы покончить с его привязанностью к своим детям, убил всех поросят, но тому было все равно. Индра даже с места не двинулся.

– Знаешь, сколько у меня жен? Каждая дает приплод по 40–50 поросят за раз. Я в мгновение ока расширю свою семью.

– Я убью твоих жен!

– А я еще женюсь!

– Значит не пойдешь в рай?

– Нет, не пойду.

Индра стал кричать на Брахму, рычать и еще больше погружаться в испражнения, чтобы его не вытянули оттуда. Он надеялся и дальше жить своей прекрасной жизнью, однако Брахма брызнул на него водой из камандалу, и с Индры тотчас спала эта физическая оболочка, он понял, кто он такой. Он, Индра, сидел в вонючих испражнениях, а вокруг стояли полубоги, приветствуя его. Они быстро принесли воду для абхишеки.

Наше положение такое же. Мы сидим в испражнениях и не нарадуемся. Кришна является со Своими парикарами: «Пожалуйста, возвращайтесь обратно домой, к Богу. Вы беженцы. Вам пора возвращаться домой. Вы, дживы – Мои неотъемлемые частички, но по своей дурной карме оказались в этой тюрьме. И даже не в одной, а в двух».

Отмечайте Джанмаштами в настроении враджаваси

Джанмаштами – очень особый день. В этот день можно навсегда получить амнистию из тюрьмы материального мира. Это произойдет, когда вы предадитесь. Кришна – всё и вся, Бог Богов. Он безо всяких условий может всё дать, даже если у вас нет ни сукрити, ни благочестия. Все, что нужно – это следовать Ему, памятовать, а Он в ответ дарует вечное освобождение, и не только это. Например, Путана обрела вечное служение Кришне, Он принял ее.

Мы открыты для всех. Наступает день рождения кого-то из родственников, мы всячески стараемся им угодить. Что они нам дадут – тортик и печенюшки? Помогут ли вам эти подарки? Поэтому Кришна и говорит: приходите, следуйте и Я дам вам не только вечное освобождение, Я Своей любовью приведу вас к себе. Тогда у вас уже не будет пути назад.

Каждый год выдается эта прекрасная возможность, но обусловленные души никак не сообразят, зачем праздновать Джанмаштами и поститься.

Вы уже столько времени служите этому телу и уму. Всё время просите: «Боже, дай мне хлеба с маслом, дай мне дом, иначе Ты обманщик!»

Нет у нас такого таланта, чтобы молиться Кришне о чем-то хорошем… «Кришна, пожалуйста, прими меня навечно! Кришна, я Твой! Сделай меня Своим слугой! Я уже миллионы жизней служу кому попало, включая свои чувства. Почему же Ты меня не примешь? В этом мире не найти никого столь же доброго, как Ты».

Многие ли дживы так говорят? Многие ли следуют? Но есть и удачливые. Они попадают к сад-гуру, следуют его указаниям. Они понимают, что пора отречься от всего, и Джанмаштами – именно тот день, когда нужно отречься от тела, ума и всего остального и начать следовать духовному. Шраванам, киртанам, вишну-смаранам, пада-севанам, арчанам, ванданам, дасьям, сакхьям, атма-ниведанам –  только этому? Нет! Необходимо понять, как этот день отмечают враджаваси, а именно Нанда, Яшода, пастушки и в особенности враджа-деви.

В день рождения Кришны полубоги приходят вереницей к дому Нанды Бабы. Они садятся у порога, как попрошайки, и ждут, когда им что-то вынесут. Нанда Баба улыбается: «Что вам нужно: сладости, одежда, украшения?» – «Нет, Баба. Дай нам каплю своей любви к Кришне».

Наша любовь направлена на наши чувства, ум, тело, друзей, родственников… Сколько жизней мы были отцами, сестрами, матерями, и эта жизнь не стала исключением. Люди всё оставляют, приходят в ашрам, но принимают новых маму и папу. У них теперь новые отношения. Как же разорвать этот порочный круг и начать памятовать Кришну?

Враджаваси и враджа-деви с любовью служат Кришне в день Его явления. Другие дни тоже хорошие, но Джанмаштами – особый. Что толку в том, чтобы отмечать день республики или день независимости? Это не поможет выбраться из-под влияния майи.

Рупа Госвами пишет:

яд-брахма-сакшат-крити-ништхаяпи

винашам аяти вина на бхогаих

апаити нама спхуранена тат те

прарабдха-кармети вираути ведах

(Нама-аштака, 4)

[О Нама! Веды гласят: стоит Тебе появиться на языке у преданного, как вся его прарабдха-карма, которую невозможно уничтожить медитацией на безличный Брахман, тотчас бесследно исчезает.]

Когда же придет тот благословенный день, и я буду непрерывно памятовать святые имена? Когда у меня появится вкус к воспеванию? Пока у нас в голове вертятся совсем другие имена. Они радуют нас. Мы не в силах выбраться из майи, забыть ее, вот и сидим в тюрьме.

Васудева и Деваки много лет провели в темнице Камсы, но все эти годы они непрерывно думали о Кришне. Как-то раз Васудева посетовал: «Деваки, ты так страдаешь с тех пор, как вышла за меня замуж», на что она ответила: «Наоборот, я очень счастлива здесь. У меня есть сат-санга. Ты – сат, честный и великий. Рядом с тобой всегда хари-катха, хари-киртан, харинама. Тебе неважно, есть еда или нет. Ты равнодушен к мирскому счастью, семье, и я с тобой стала такой же. Живи я в семье, мне пришлось бы днем и ночью служить родственникам, а они чуть что – сразу прогонят. Здесь, с тобой, я постоянно воспеваю, памятую, медитирую. Поэтому тюрьма – это моя большая удача».

Когда Харидаса Тхакура посадили в тюрьму, он сразу начал там киртан и хари-катху. Через три-четыре дня Кази не выдержал этой революции и приказал выпустить его. Но все заключенные взмолились: «О Прабху, нам было настолько хорошо с тобой, что мы напрочь забыли, где находимся. Пожалуйста, не уходи». Они попросили у него благословений, и Харидас Тхакур пожелал им: «Сидите в тюрьме до конца своих дней». Они схватились за голову: «За что такое проклятие?» – «Нет, это отличное благословение. В тюрьме не нужно ничего делать, только воспевайте «Харибол! Харибол! Харе Кришна!»

Дживы с незапамятных времен сидят в тюрьме своего тела и считают себя счастливыми. Счастье они измеряют по тому, насколько хорошо их телу. Можем ли мы выбраться из темницы этого тела? Нет. Нам так хочется его холить и лелеять, накачивать протеинами, инъекции делать, лишь бы никогда с ним не расставаться.

Равана мечтал построить лестницу до рая. Хираньякашипу хотел стать бессмертным. Многие мечтают стать бессмертными. А как насчет души, кто ей поможет? Это сделает Кришна. Кришна говорит:

джанма карма ча ме дивьям

эвам йо ветти таттватах

тьяктва дехам пунар джанма

наити мам эти со ’рджуна

(Бхагавад-гита, 4.9)

[Тот, кто знает божественную природу Моего явления и деяний, никогда больше не рождается в материальном мире. Покинув тело, он достигает Моей вечной обители, о Арджуна.]

«Кто знает о Моем явлении, никогда не родится вновь».

аджо ’пи санн авьяятма

бхутанам ишшваро ’пи сан

пракритим свам адхиштхая

самбхавамй атма-майяя

[Хотя Я нерожденный и Мое трансцендентное тело нетленно, хотя Я повелитель всех живых существ, в каждую эпоху силой Своей внутренней энергии Я появляюсь в этом мире в Своем изначальном духовном облике.]

Кришна сказал Арджуне: «Я не рождаюсь и не умираю». В то же время Он нисходит в этот мир ради обусловленных душ.

Это очень благостный день. Старайтесь воспевать имена Кришны, памятовать Его, следовать по Его стопам, молиться о помощи, тогда Кришна непременно поможет. Дживы страдают миллионы жизней, не имея шанса на спасение.

Считается большим наказанием родиться в теле волка, шакала, собаки, свиньи. Вас могут засунуть в печь и зажарить до корочки, либо разрезать на тысячи кусочков. Тем не менее, получив человеческое тело, мы беспечно живем.

В Джанмаштами Нанда, Яшода, Шридама, Судама, Дама, Васудама, Стока-Кришна, Субал, Мадхумангал, Удджвала, Пиппали, Лаванга, Кинкини, манджари и сакхи так добры! Даже если Кришна скажет им ничего не давать тому, кто о Нем думает в Джанмаштами, враджаваси всё равно одарят милостью.

За месяц или два до Джанмаштами Шрила Гурудев говорил: «Идите от дома к дому и собирайте пожертвования, приглашайте всех на праздник». Так люди получат сукрити. Их позовешь – они придут, послушают хари-катху, примут участие в киртане, почтут прасад. Тем, кто не придет, нужно отнести прасад. Это поможет им понять истину и начать отношения с Вайшнавами, бхактами. Затем у них появится сукрити для того, чтобы соблюдать Джанмаштами.

Можно просить Кришну о богатстве и здоровье, однако все это временно. Никто не думает о настоящем, о душе. И даже так Кришна всё равно даст милость.

Наша большая удача заключается в том, что мы пришли к сад-гуру и находимся в святой дхаме, у лотосных стоп Кришны. Каждая джива обладает свободой воли. Не нужно просить ни о чем для тела и ума, и тогда вы очень быстро получите сварупа-сиддхи, а потом и васту-сиддхи. После этого служение станет вечным. Вы никуда не убежите и перестанете мучиться.

Будьте очень внимательными, не упустите этот шанс – Джанмаштами.

Джанмаштами – очень серьезный день. С утра нужно проводить киртан, ягью, читать «Шримад-Бхагаватам», слушать хари-катху. Не надо прятаться, подобно клопам, комарам или змеям, по темным углам. Совершите в Джанмаштами тапасью, аскезу – посвятите этот день своей душе, а не телу.

Обычно люди просыпаются, делают зарядку для хорошего пищеварения. Затем у них по расписанию завтрак, обед, ужин. А что же для души? Нужно что-то делать для души, но мы не хотим ничего отдать ни Экадаши-деви, ни Кришне.

Джанмаштами – особый день, он призван помочь душе. Дживы непрерывно вертятся в круговороте рождения и смерти и даже не понимают, что они возлюбленные слуги Кришны, Его неотъемлемые частички. Какая неудача вступать в другие отношения! «Пытайте меня, жгите, но я не пойду к Кришне». Дживы держатся за отношения, которые приносят им одни мучения. Кришна всё равно предоставляет им возможность измениться. У Него нет кармы, Он божественный и нерожденный, и в то же время Он нисходит в этот мир специально для нас.

Вчера мы слушали о том, как Кришна явился в Матхуре. А что насчет Гокулы? Он явился в Гокуле или нет? Васудева Махарадж взял новорожденную девочку и принес в Матхуру. Услышав плач ребенка, Камса сразу пришел и выхватил у Деваки девочку. Она взмолилась: «Брат, пожалуйста, не убивай ее, ведь это не сын, а дочь. Я тебе отдала всех своих детей. Оставь хотя бы эту девочку. Потом, когда она подрастет, я выдам ее замуж за твоего сына».

Камса даже не хотел слушать. В тот момент, когда он хотел ее ударить о камень, она выскользнула из его рук и пнула по голове так, что он откатился на двадцать-тридцать метров. Камса глаза вытаращил, недоумевая, что происходит и кто это. А там была восьмирукая Дурга, Кали, Чханди, Байрави.

«Кого ты собрался убить? Меня? Твой убийца уже родился в другом месте», – произнесла она.

Тогда у Камсы зародились сомнения: «Моя Дурга, Кали, не может обманывать. Меня провели полубоги! Значит где-то в другом месте родился этот ребенок». Он созвал своих министров, и они посоветовали ему поймать всех детей, которые родились за десять дней до и после, и убить их. Среди его приближенных были не только Путана, Агхасура, Бакасура – много демонов, которые очень любят пить кровь. Камса считал себя бессмертным, великим и умным. Однако откуда возьмутся умственные способности, если ничего хорошего не делаешь? Так и дживы начинают вести себя, как демоны, если не следуют душе и Сверхдуше.

Киртан самое главное в Джанмаштами

Джанмаштами празднуется посреди Чатурмасьи, эта врата очень особая. Кришна приходит, помогает всем и зовет с Собой. Потом Шримати Радхарани приходит, чтобы помочь дживам. И Кришна смотрит: «Кто Меня зовет? Кто ждет Меня? Кто слуга тела, а кто Мой слуга?» Есть капля любви к Нему, и этого достаточно. Не надо никаких подарков и аскез. День, когда нисходит Кришна, наполнен счастьем. Он простит нам всё, и наступит конец нашим невзгодам. Это такой особый день.

Вы находитесь с Гуру, Вайшнавами, в святой дхаме. Не упустите шанс, весь день участвуйте в киртане.

Я видел, как раньше Акинчана Кришнадас Бабаджи Махарадж брал мридангу и один садился перед Божествами, пел киртан. В то время он жил не в храме, а в Гокула-махаване. Весь день и всю ночь он пел киртан. В Гаура-пурниму он был в Йогапитхе, в Маяпуре. Шесть месяцев тут, и шесть месяцев там, во Враджа-мандале и в Навадвипе. И так каждый год.

этан нирвидьямананам

иччхатам акуто-бхаям

йогинам нрипа нирнитам

харер наманукиртанам

(Шримад-Бхагаватам, 2.1.11)

[Непрерывное воспевание святого имени Господа по примеру великих ачарий − это путь, лишенный сомнений и страха. На этом пути все достигнут успеха, включая тех, кто свободен от каких бы то ни было материальных желаний, тех, кто стремится к мирским наслаждениям, и тех, кто, обладая трансцендентным знанием, черпает удовлетворение в самом себе.]

В Джанмаштами не надо ничего, кроме харинама-санкиртаны. Совершите эту тапасью, а потом посмотрите, придет отречение или нет, появится ли вкус к духовному. Какое благо вы собрались получить от того, что голодаете и спите весь день? Нужно всю свою энергию использовать в кришна-севе, думать о Нем и ни минуты не терять попусту. Если один Джанмаштами так проведете, придет столько блага! Тогда вы что-то поймете.

Гуру-варга всех вовлекает в служение: «С утра и до самой ночи готовьте, украшайте, наряжайте, пойте киртан, читайте “Бхагаватам”». Если я с гуру-варгой, то не будет никаких проблем. Отношения с телом и умом, с друзьями непременно уведут меня с правильного пути. Миллионы жизней прошли, а отречение так и не появилось. Все потому, что нет привязанности к Кришне и Его семье.

Кришна родился в Гокуле

Как доказать, что Кришна явился в полночь в Нанда-бхаване? Ачарьи объясняют, что  Рохини тоже была в Гокуле, и изначально у нее не было детей. Но однажды утром она заметила, что носит под сердцем ребенка, отчего очень смутилась. Потом Йогамайя подтвердила, что это она перенесла ребенка в ее лоно. Нанде и Яшоде тоже приснился один и тот же сон. Многие брахманы пришли и успокоили Рохини, что всё это желание Господа.

Когда Васудева нес Кришну из Матхуры в Гокулу, Кришна уже был в комнате у Яшоды Маты. А кто Его принес? Бхагавати Йогамайя Пурнамаси.

Джива Госвами написал в “Гопала-чампу” о том, как Йогамайя Паурнамаси пришла с Кусумасавой во Врадж и сказала Нанде Бабе: «Я пришла с Голоки Вриндаваны с посланием. Голока-бихари Хари придет в твой дом. Приготовь все для этого. Я тебе помогу, я буду постоянно здесь».

Нанда Баба так обрадовался: «О, ты пришла с таким хорошим посланием!» Я устрою тебе место, дам слуг». – «Нет-нет, Я йогини и буду жить на берегу Ямуны». – «Давай я построю тебе хижину». – «Не нужно, я буду под деревом жить». – «Может тебе еда какая-нибудь нужна?» – «Нет, не нужно. Я довольствуюсь листиками и кореньями, порой пью пахту». Она принесла послание о том, что придет Гокула-бихари, а также дала мантру Яшоде и Рохини. Благодаря этой мантре у Рохини появился Баладева, а у Яшоды – Кришна.

пурнам адах пурнам идам пурнат пурнам удачьяте

пурнасья пурнам адая пурнам эвавашишьяте

(Ишопанишад, вступление)

[Верховный Господь, Личность Бога обладает истинным совершенством и полнотой, и потому все, что исходит из Него, также наделено совершенством и полнотой. Верховный Господь столь совершенен, что хотя из Него исходит бесчисленное множество полных частей, Он никогда не утрачивает Своей полноты и совершенства.]

От одной лампады можно зажечь другие лампады, и это одинаковое пламя. Точно также и Кришна. Четырехрукий Кришна пересек Ямуну и направился во Враджа-дхаму, где встретился с изначальным Кришной.

Когда Акрура увозил Кришну из Враджа-дхамы, он увидел в отражении в воде Брахма-кунды Кришну, и в колеснице он видел Кришну. И вот Матхуреш Кришна отправился в Матхуру, а Враджеш Кришна вернулся во Врадж.

Вриндаванам паритьяджья падам экам на гаччхати. Враджа-нандана Кришна никогда не оставляет Вриндаван. Нанда-гокула, Нанда-бхаван – место, где Он родился. А враджаваси чему следуют? Они ждут момента, когда Яшода Мата родит сына. Все об этом знают. Поэтому все собрались в Нанда-гокуле поддержать ее. А когда Кришна родился, все вдруг заснули, включая Яшоду.

Васудева подумал: «Удачное время! Украду дочь и подложу своего сына». Он оставил сына и забрал дочь. Вода стремится к воде, огонь к огню, воздух к воздуху, земля к земле [так и Васудева-нандана Кришна встретился с изначальным, Яшода-нанданой  Кришной.]. Джива не может слиться с Брахманом. Брахман стремится к Парабрахману, Ишвара – к Парамешваре. Но джива не может стать Брахманом. Амши и амша – это разные вещи. Амши – это Кришна, а амша – частичка. Таким образом, Матхурадиш (Дваракадиш) Кришна вошел в двурукого Кришну.

Пуджьяпад Премананда Прабху

16 августа 2022 года, вечер


Подпишитесь на рассылку!

Дайте нам сделать тяжелую работу вместо вас. Подпишитесь, чтобы получать свежие статьи по почте. Мы никогда не спамим. Честно! Узнайте больше в нашей Политике безопасности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями!:

Куратор сайта. Блогер

Оцените автора
Бхакта Бандхав Друг Каждого
Добавить комментарий