Шрилу Гурудева связывала близкая дружба со Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем, и он служил ему как своему шикша-гуру. Находясь на Западе, Шрила Свами Махарадж вел постоянную переписку со Шрилой Гурудевом, а Гурудев, в свою очередь, присылал ему все, что он просил. Шрила Гурудев помогал Шриле Свами Махараджу и с его проектами в Индии: защищал в его отсутствие храмы ИСККОН, когда возникали конфликтные ситуации.
Когда Шрила Свами Махарадж открыл центр в Маяпуре, множество преданных из Индии и западных стран стали приезжать туда. Сам он не мог оставаться там надолго из-за широкой проповеднической деятельности. К несчастью, в то время некоторые местные жители враждебно относились к ИСККОН и чинили преданным всяческие препятствия. Хотя договор о покупке земли уже был заключен и цена обговорена, ее владельцы пожаловались, что иностранцы обманули их, и потребовали бóльшую сумму денег. Они беспокоили преданных, а на тех, кто ходил в одиночку, нападали. Деревенские жители сочиняли целые истории, будто иностранцы приехали в Маяпур, чтобы захватить принадлежавшие им земли, обвиняли преданных в незаконных половых отношениях, а также уверяли, что они вербуют людей в свою веру и убивают коров.
Как-то раз ночью на храм напала группа из нескольких сотен местных жителей, вооруженных палками и копьями. Во всеобщем хаосе они украли Божества Радхи-Кришны и нанесли серьезные увечья преданным, которые пытались защитить храм. Они подняли руку даже на женщин, сорвали электрические и телефонные провода, сломали водопроводные трубы, а также забрали продукты и двух быков. Положение спас один бхакта, выстреливший из ружья – это спугнуло хулиганов, и они убежали.
Новость об этом инциденте дошла до правительства, и к делу подключилось ЦБР (Центральное бюро расследований). Под влиянием ложных показаний местных жителей они закрыли храм и старались найти предлог, чтобы выгнать западных преданных из Индии. Не на шутку встревоженные лидеры ИСККОН обратились за помощью к Шриле Гурудеву, который, на их счастье, в то время как раз был в Навадвипе. Гурудев сразу предпринял срочные меры: связался со всеми ближайшими Гаудия Матхами и составил план действий. Под его руководством тысячи преданных стройными рядами прошли к офису полиции.
Шрила Гурудев обсудил этот случай со старшим офицером и убедил его расследовать дело без предубеждений относительно иностранцев. В результате старший офицер дал распоряжение снова открыть храм, а полицейским тайно находиться неподалеку, пока ситуация не нормализуется. Вскоре местные жители снова принялись беспокоить преданных. По своей глупости они затеяли ссору с полицейскими в штатском. Тогда полиция поняла реальное положение дел и задержала виновных.
Кроме того, Шрила Гурудев помог найти утерянные Божества: он обыскал все местные магазины, и, обнаружив пропажу, сразу сообщил в полицию. Полицейские устроили допрос владельцу магазина: «Откуда у вас появились эти Божества?» Тот указал на одного из виновных в погроме храма, и тогда полицейские спросили: «Почему же вы их купили? Разве вы не видели объявления о пропаже Божеств, расклеенные повсюду?» Так Тхакурджи вернулись в храм и постепенно обстановка наладилась.
Было много других случаев, когда ИСККОН сталкивался с серьезными трудностями в Индии, пока Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж проповедовал на Западе, и Шрила Гурудев неизменно защищал преданных ИСККОН.
Например, в то время, когда открылся храм Кришна-Баларама во Вриндаване, район Рамана-рети представлял собой джунгли, посреди которых стояло всего несколько зданий. Рядом с храмом ИСККОН находилась военная база, где солдаты проходили секретную подготовку. Однажды один простодушный западный преданный, желая сфотографировать павлинов и записать их голос на диктофон, залез на дерево, которое росло как раз рядом с секретной базой. Когда на радаре возникли помехи, военные тут же подняли тревогу. Заметив виновника помех, да еще и с записывающим устройством, они в гневе схватили его, а потом пришли в храм и арестовали других преданных. Так как его фотоаппарат и диктофон были произведены в Германии и Японии, они решили обыскать храм. Военные заподозрили, что Кришна-Баларама-мандир являлся завуалированной базой ЦРУ (Центрального разведывательного управления США), и поэтому закрыли храм. Преданные не могли даже предложить Божествам бхогу. Чтобы уладить это дело, Шрила Гурудев встречался с министром, директором тюрьмы и мировым судьей. Благодаря его искусной дипломатии через неделю храм снова открыли.
В другой раз управляющий гестхаусом ИСККОН во Вриндаване устроил заговор против преданных и был убит местными жителями в споре за храм. В результате на храм напала целая толпа, и его снова закрыли. И в этот раз Шрила Гурудев спас положение, убедив местные власти открыть храм. Лидеры ИСККОН выражали Шриле Гурудеву большое почтение за его удивительную способность договариваться с властями в самых трудных ситуациях.
Когда Шрила Свами Махарадж вернулся в Индию, ему рассказали о том, как Гурудев помог в критических обстоятельствах. Он попросил Гурудева:
– Я не могу всегда находиться здесь, к тому же я стар и у меня слабое здоровье. Пожалуйста, продолжай заботиться о моих храмах. Я сделаю тебя следующим ачарьей моей миссии и все передам тебе, когда уйду.
– Я всегда буду помогать вам и стараться служить изо всех сил. Я ваш слуга, сын и друг и не хочу быть ачарьей, – смиренно ответил Шрила Гурудев.
(отрывок из книги «Шри Гуру-даршана», том 2)










