11 декабря преданные отмечали в Шри Радхе-кундже божественный день ухода ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа и божественный день явления его дорогого духовного брата, ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа.
Накануне праздника преданные были заняты самым разнообразным служением: кто-то упаковывал подарки гостям (одеяла, кофты и сладости), кто-то вовсю готовил на кухне, а кто-то украшал алтарную. Группа русскоязычных брахмачари на протяжении двух дней практически без перерыва готовила особые сладости с самодельной арахисовой пастой (на ее приготовление было выделено 15 кг арахиса, и получилось 80 кг сладостей).
Расик-мохан брахмачари, редактор изданий Бхакта-бандхав, руководил приготовлением особого бенгальского блюда под названием пита-пана. В русской кухне есть отдаленный аналог этому блюду, и называется он – вареники. Только для пита-паны используется рисовая мука и ни в коем случае не пшеничная, и потом эти вареники отмачивают в соусе из сгущенного молока и специй.
Утром, когда распахнулись двери алтаря, преданные увидели удивительной красоты Божества Шри Шри Радха-Винода-бихари, Лалиту-деви и Вишакху-деви, укутанных в теплые чадары. Весь алтарь был прекрасно украшен гирляндами из белых хризантем. Сразу после Туласи-парикрамы преданные под руководством Шрипада Премананды Прабху начали петь бхаджаны, которые очень любил Шрила Гурудев: «Ха ха мора гоура-кишора», «Вришабхану-сута», «Декхите декхите», «Палья-даси кори»… В это время кухонные севаки уже начали нарезать овощи и подготавливать все необходимое.
После бхаджанов Гиридхари брахмачари, президент храма, рассказывал хари-катху. Он читал из первой главы «Шри Гуру-даршана» о божественном явлении Шрилы Гурудева и его детских играх.
После хари-катхи прошли гуру-пуджа, Туласи-пуджа и Туласи-парикрама, Шрингара-арати. Затем началась праздничная ягья, во время которой установили Божества Джаганнатхи, Баладевы, Субхадры-деви и Сударшана-чакры. Тем временем в алтарной брахмачари снова стали петь киртаны, а на кухню пришел Шрипад Премананда Прабху. Он милостиво задействовал всех желающих в служении. Пришло много тетушек-матхураваси, которые много лет провели со Шрилой Гурудевом – все они с радостью начали катать пури.
В полдень, по традиции, Прабхуджи пришел в алтарную. В первую очередь он предоставил слово Кришна-карунье брахмачари, а потом сам рассказал хари-катху. Прабхуджи объяснил, что видеть Вайшнава – это все равно что видеть Господа, а памятовать Шрилу Гурудева – значит памятовать Врадж, Радхарани и Сева-кунджу. Он подытожил, что настоящий махотсав, фестиваль – это не сабджи с паниром, пакоры и сладости, а нектар хари-катхи. В тот день по милости Шри Гуру и Вайшнавов действительно был пир хари-катхи!
После хари-катхи началось дневное арати. В прасадной очередь за очередью раздавали прасад, а в алтарной преданные пили нектар киртана. Своим появлением всех порадовал также Шрипад Падманабха Махарадж, он также принял участие в киртане.
Раздавать прасад закончили к пяти часам вечера, а в алтарной преданные собрались на вечерние бхаджаны.
Вечером в Шри Радхе-кунджу пришел Амал-кришна Прабху, ученик Шрилы Гурудева, который занимается изданием его книг и «Бхагават-патрики» на хинди. Он милостиво поделился своими воспоминаниями о Шриле Гурудеве: «Раз в году мы должны проверять: следуем ли мы наставлениям и учению Гуру-пада-падмы, исполняем ли заветное желание его сердца? … И тогда приходит понимание, что нет более падшей души, чем я. Я всегда погружен в майю. Как же мне хранить хари-катху в сердце и следовать? Какие киртаны гуру-варги я пел в этом году? Сколько я всего храню в памяти, но киртаны гуру-варги – самое главное…
Когда в 2010 году Гурудев являл свои игры ухода, на утренней прогулке в Джанмаштами он сказал: «Вы должны понять: мое тело в Дели, но сам я не здесь, я не останусь надолго в этом мире. Я сделал все, что нужно было”». Также Амал-кришна Прабху прославил Шрилу Бхактиведанту Ваману Госвами Махараджа.
Говардхан брахмачари в своем пушпанджали подчеркнул, что главное богатство ученика – это книги гуру-варги, а для нас это книги Шрилы Гурудева.
Когда закончилась хари-катха, в зале погасили свет, и перед алтарем раскрыли экран для просмотра видео. Преданные оставались на своих местах, не понимая, что сейчас будут показывать… И вдруг на экране появился Шрила Гурудев! Он очень сладостно рассказывал в своей хари-катхе об играх Кришны во Вриндаване и настроении враджа-деви: «Что делают гопи, когда подметают пол? Они поют “Говинда Дамодара Мадхавети”. Что они делают, когда взбивают йогурт? Всегда поют “Говинда Дамодара Мадхавети”. А чем они заняты, когда служат своим мужьям? Они только и поют “Говинда Дамодара Мадхавети”».
После показа видео прошло Шаяна-арати и затем вечерний прасад.
В нашей группе вконтакте можно посмотреть фото-отчет с праздника (https://vk.com/album-60642739_250124897), а также послушать записи киртанов и лекций (см. аудиозаписи группы https://vk.com/audios-60642739).
На нашем канале ютуб размещены видео с праздника и записи трансляций. Приносим извинения, интернет не выдерживал трансцендентных вибраций, и потому время от времени пропадал.
Шри Бхакта-бандхава Шрила Гурудева ки джай! Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махараджа ки джай! Шри рупануга гаудия гуру-варга ки джай!
В надежде служить Хари, Гуру и Вайшнавам,
команда Бхакта-бандхав